Как часто, рассматривая картины в залах Радищевского музея, мы невольно останавливаем взгляд на изображениях древних руин, храмов, монастырей, зáмков, павильонов, беседок, усадеб, парков. В большинстве случаев эти архитектурные строения и природные ландшафты остаются для нас загадками, продолжая десятилетиями и веками хранить свои секреты. Некоторые дошли до наших дней, иные были разрушены временем или рукой человека. Но запечатленные карандашом и кистью мастеров разных эпох эти объекты культурного наследия продолжают свою жизнь на полотнах и бумаге.
Цикл «Художник нам изобразил…» посвящен утраченным и сохранившимся памятникам культуры и архитектуры, отображенным в картинах музейного собрания. Его главная задача — приподнять завесу тайны над живописными и графическими произведениями из музейной коллекции, открыть заново как малоизвестные, так и кажущиеся хорошо знакомыми работы из постоянной экспозиции Радищевского музея.
В одном из залов Радищевского музея есть картина, неизменно привлекающая внимание посетителей особым лирическим настроением и гармонией цветовых сочетаний. Это работа С. Ю. Жуковского «В старом доме», на которой изображен уголок интерьера старинной помещичьей усадьбы. В комнате скромная, почти аскетичная обстановка. Здесь нет роскошных люстр и тяжелых драпировок, изящных статуй и драгоценных ваз, нарядных ковров и больших зеркал. Вместо богатого убранства – простые дощатые стены и пол. Из мебели – только ампирные кресла красного дерева с гнутыми подлокотниками. Над ними – оправленные в золоченые рамы фамильные портреты. Высоко поднятые шторы на окнах открывают вид на пробуждающийся сад. В деревянном ящичке на подоконнике тянутся к солнцу голубые цветки печеночницы. Одно из окон распахнуто настежь, а за ним открывается взгляду купающаяся в солнечном свете природа – окутанные легкой дымкой деревья и пронзительно яркая изумрудная зелень молодой весенней травки. Солнечные лучи проникают в старый дом, наполняя его теплом и жизненной силой.
Автор этой картины Станислав Юлианович Жуковский был одним из самых известных мастеров пейзажа начала XX века. Академик живописи, младший современник и последователь И. И. Левитана, он принимал активное участие в деятельности различных творческих объединений: Товарищества передвижников, «Мира искусства» и Союза русских художников. Его картины часто получали награды на российских и международных выставках и пользовались большим спросом среди ценителей искусства.
На рубеже XIX-XX столетий особенно привлекательным для художников стал мир старинной русской усадьбы. Уходящая в прошлое дворянская культура вдохновляла живописцев и поэтов на создание произведений, проникнутых настроением светлой лирической грусти.
В живописи, равно как и в литературе конца 19 столетия очень часто художники стали обращаться к теме усадебной жизни. Чаще всего эти произведения отражают некую ностальгическую нотку, являясь как бы «взглядом в прошлое», на былой расцвет усадебной жизни, которая, в связи с ростом городов и городского населения, да и вообще многими изменениями в общественной жизни, к началу 20 столетия постепенно начала угасать.
Художник, как известно, сам провел детство в усадьбе, и эти пейзажи и внутренние интерьеры – его внутренний мир, то, к чему он привык, что-то родное и теплое. Поэтому с такой любовью он пишет многочисленные усадьбы, парки, пейзажи, интерьеры домов и пр.
На картине мы видим внутреннее помещение гостиной комнаты. Оно слегка затемнено. Дом будто бы отдыхает в отсутствие людей. Красные стулья в стиле ампир, обшитые бархатом, портреты, относящиеся к самому началу 19 столетия – один портрет, возможно, светской дамы, другой – портрет военного человека, ещё Павловской эпохи. Всё это спит. Но из настежь распахнутого окна прорывается ясный, теплый майский полдень.
Мы будто бы чувствуем этот свежий воздух, этот аромат молодой зелени, слышим, как во дворе щебечут птицы, как течет жизнь за окном! Яркая, сочная зелень молодых деревьев, голубизна неба – всё это создает настолько живую и радостную атмосферу, что непременно хочется очутиться в том месте, чтобы ощутить то же, что чувствовал художник, когда писал это полотно. Картина располагает не только к созерцанию, но и к размышлениям. На ней нет никакого действия, все статично.
Но посмотрев в окно, вдруг так хочется забыть свои скорбные думы о былом и грядущем, и выбежать на светлый двор… И полной грудью вдохнуть воздух весны – вечной и неизменной… и ни о чем не думать!