Анализ картины Пабло Пикассо Три женщины - Пабло Пикассо
Анализ картины Пабло Пикассо Три женщины

Анализ картины Пабло Пикассо Три женщины

Картина «Три женщины» принадлежит к африканскому периоду Пабло Пикассо. В то время вдохновением для Пикассо служил некоторый примитивизм африканского искусства в сочетании с огромной магической составляющей. Африканские художники не старались передать достоверность или красоту. Им было важно заговорить природные силы, противостоящие человечеству в течение всей его истории.

В картине Пабло Пикассо Три женщины можно увидеть необычное сочетание африканских мотивов и новейших идей кубизма. Три женщины на картине Пикассо больше похожи на скалы – та же угловатость, резкие черты, даже цветом они неотличимы от скалы рядом.

Пикассо разрушает привычные формы предметов. Предметы и люди на картине статичны, застыв в определенных позах. Их фигуры состоят из множества плоскостей, выгнутых и вогнутых. Картина появилась в период, когда самого термина «кубизм» еще не существовало, он появился через несколько месяцев, не без влияния самого художника. Пикассо выступает одновременно консерватором (африканский сюжет) и новатором.

«Три женщины» — программное кубистическое полотно Пабло Пикассо, которое по своему значению может соперничать со знаменитыми «Авиньонскими девицами». Изначально картина находилась в собрании Лео и Гертруды Стайнов, которые были среди первых покровителей художника. Однако в 1914 году американские коллекционеры начали распродавать принадлежащие им картины, чем и воспользовался Сергей Щукин, обладавший к тому моменту этюдом-гуашью к этому полотну. Это произведение стало самой крупной работой Пикассо в московском собрании.

В процессе разработки композиции «Трех женщин» Пикассо удалось преодолеть разобщенность фигур. Парадоксальным образом пирамидальное построение композиции, которое традиционно использовалось художниками для достижения устойчивости, здесь передает мотив движения. Кристаллические формы женских тел уподоблены природным структурам и демонстрируют слитность человека с универсумом — еще одну идею, почерпнутую художниками XX века из примитивного искусства.
В обращении к теме обнаженного женского тела также проявилась полемическая направленность искусства Пикассо: радикальностью жеста и первобытной откровенностью своих работ он старается очистить этот жанр, опошленный салонной академической живописью. Используя силу древних образов, художник стремится к освобождению своего языка от всего сиюминутного, поверхностного.
Гибель незыблемого со времен Ренессанса канона красоты была воспринята многими гостями галереи Сергея Щукина как предвестие грядущей катастрофы. «Перед картинами Пикассо я думал, что с миром происходит что-то неладное, чувствовал скорбь и печаль гибели старой красоты», — пишет в 1914 году философ Николай Бердяев, вспоминая чувство «жуткого ужаса», охватившего его в комнате Пикассо.

Это одна из первых кубических стилизаций, где Пикассо работает не с неживыми предметами, а с людьми. В своих натюрмортах того времени он вовсю использует сферы, конусы, цилиндры и иные геометрические формы. В отличие от картин, появившихся через несколько лет, в «Трех женщинах» еще нет полного отказа от формы, можно различить тела, лица, позы. Фигуры словно созданы грубоватым скульптором или плотником, вырубившим их при помощи примитивного топора. «Срезы» скульптуры закрашивались в различные оттенки красного цвета.

Несмотря на то, что не все оценили новое направление в живописи, для Пикассо картина стала поворотным моментом. Художник стал пользоваться уважением многочисленных коллекционеров (в частности, «Трех женщин» приобрели супруги Стайн) и окончательно перестал испытывать какие-либо материальные трудности.