Картина Пабло Пикассо Три музыканта - Пабло Пикассо
Картина Пабло Пикассо Три музыканта

Картина Пабло Пикассо Три музыканта

Принято считать, что она изображает умершего Гийома Аполлинера, Макса Жакоба и самого художника. Аполлинер изображен в виде Пьеро с кларнетом, Жакоб написан в образе монаха с аккордеоном, а Пикассо предстает перед нами как Арлекин со скрипкой. Сейчас полотно висит в Художественном музее Филадельфии.

«Три музыканта» Пабло Пикассо — крупномасштабное полотно (200 х 223 см; холст, масло) написанное в стиле синтетического кубизма.

Эта намеренно «плоская» вещь (как свойственно большинству работ синтетического кубизма) в полной мере отражает глубокую и плодотворную связь Пикассо с балетом Дягилева, одна из танцовщиц которого, Ольга Хохлова, стала женой испанского художника. Создание костюмов и декораций для балетных постановок, безусловно, обогатило и разнообразило творческую палитру Пикассо, наложив на нее весьма заметный отпечаток.

На картине изображены персонажи комедии дель арте, и, хотя работы в стиле кубизма не могут похвастать чрезмерной реалистичностью, каждый из них имеет реального прототипа.

Центральный персонаж в костюме Арлекина — это, безусловно, сам Пикассо — вспомним, еще со времен «голубого» и «розового» периодов он взял привычку изображать себя именно в виде Арлекина. Расположенный слева Пьеро в маске, играющий на кларнете — Гийом Аполлинер, умерший за три года до написания картины от зловещей «испанки».

Аполлинер, как известно, практически не расставался с трубкой, сделавшейся неотъемлемой частью его образа, и кларнет в руках Пьеро — дань излюбленной привычке умершего товарища.

Что касается монаха в капюшоне, который держит ноты — это Макс Жакоб, всегда испытывавший потребность в аскетизме и незадолго до написания картины уединившийся в одном из монастырей.

Пикассо впоследствии вспоминал, что Гертруда Стайн, мучительно долго изучавшая картину, в конце концов, «радостно объявила … что она, наконец, поняла, чем должна была стать эта картина — натюрмортом!»

Многие искусствоведы рассматривают картину «Три музыканта», как запоздалый ответ Пикассо на «Урок игры на фортепиано», огромное полотно на музыкальную тему, которое Анри Матисс написал летом 1916 года. Желание Пикассо вернуть инициативу Матисса в использовании декоративного потенциала синтетического кубизма проявляется в этой картине самым отчетливым образом.

«Три музыканта» — прекрасный образец синтетического кубизма Пикассо. Нелишним будет напомнить, что, несмотря на внешнюю примитивность, а порой и убогость, кубизм принято считать прежде всего интеллектуальным стилем.

В этом направлении живописи трехмерный объект трансформируется художником в последовательность плоскостей, линий и дуг (что требует напряженной аналитической работы художник), а затем, уже в двухмерном варианте, собирается на холсте.

Начало двадцатых годов, несмотря на стремительно развивающиеся военные события, стали наиболее плодотворными в жизни автора холста. Художник не подлежал военному призыву, поэтому в этот период он полностью посвятил себя творчеству. Первые годы мировой войны принесли ему покой и неиссякаемое творческое вдохновение. Он погрузился в работу и в уединении экспериментировал в формами и цветовыми палитрами.

Картина выполнена реалистично, но в ней нельзя не заметить неоклассицизм. Фигуры словно смоделированы отдельно друг от друга, нас не покидает ощущение, что они по отдельности наклеены на полотно. Благодаря выбранному автором стилю границы персонажей не выглядят жесткими. Они тяжеловесны, но контуры их тел словно расходятся в пространстве, позволяя увидеть объем, текстуру, настроение и движение.

Традиционные шутовские одеяния в стилистике «комедиа дель арте» для главных персонажей своего полотна известный испанский художник подсмотрел в труппе римского театра. Он пытался уловить каждую мельчайшую деталь, что позволило ему максимально реалистично передать образы друзей в своей работе. Он страдал от ограниченности выбранного стиля, который не позволял ему в полной мере воплотить все творческие мысли. Именно поэтому Пикассо стремится к тому, чтобы модернизировать сформировавшиеся каноны и добавить в них индивидуальности.