Картина Пабло Пикассо Портрет Гертруды Стайн - Пабло Пикассо
Картина Пабло Пикассо Портрет Гертруды Стайн

Картина Пабло Пикассо Портрет Гертруды Стайн

И как же была недовольна миссис Стайн, когда увидела окончательный вариант своего портрета, который она получила от своего лучшего друга Пикассо. Прежде всего, ей не понравилось лицо. Оно кстати, изображено в манере Пикассо. Хотя в первом варианте, ещё тогда когда она позировала художнику, ей её лицо на холсте нравилось больше.

Как не странно, но Пикассо потратил довольно много времени на то, чтобы изобразить свою подругу и своего мецената.

Американка Стайн у себя на родине была довольно известной писательницей, а потом она стала ещё более знаменитой после того как стала собирать коллекцию полотен великого Пикассо. Но дело не в этом. Всё дело в том, что Пикассо, как правило, никогда подолгу не работал над портретами. Нужно было всего лишь пар сеансов позирования, а остальное он дорисовывал по памяти.

С этим полотном получилось всё иначе: она позировала ему чуть ли не больше трёх месяцев и как итог – он бросил работу, так её и не закончив. А немного позже, находясь в совершенно ином месте, он вдруг вернулся к портрету и довольно быстро нарисовал лицо. Именно лицо и стало камнем преткновения во время сеансов позирования и стало причиной отказа работать дальше. А тут вдруг, по памяти, стремительно и безостановочно Пикассо заканчивает портрет.

Когда Стайн увидела окончательный вариант, она расстроилась. Именно из-за лица. Но Пикассо, уверил её, что если сейчас лицо у неё не такое, то лет так через десять-пятнадцать оно станет именно таким. Так всё и получилось. Впоследствии, она не раз заявляла, что это лучший её портрет, который она когда-либо видела. Но что же на портрете? Маска.

Маска-лицо, которое показывает властность женщины и решительность в действиях. Собственно она и была такой в жизни. Иначе бы она не смогла протиснуться в литературный мир США. Только толкаясь руками, и вгрызаясь во врагов своих, она сумела достичь популярности.

По словам самой Гертруды, она позировала для своего портрета никак не менее «восьмидесяти или девяноста» раз, прежде чем Пикассо, отчаявшись достичь желаемого результата, оставил его незавершенным.

В то время Гертруда и ее брат Лео были очень близки к тому, чтобы стать самыми важными покровителями испанского художника.

Интересно, что Гертруде не понадобилось много времени, чтобы понять: Пикассо — гений, который, подобно белорусскому партизану, пришел, чтобы пустить поезд искусства , набитый быстро ветшающим скарбом, под откос, и начать сотворять мир заново — в то время как ее брат Лео поначалу был гораздо более сдержан в оценке талантов Пикассо.

Однако Гертруде — особе невероятно настойчивой, упрямой и пробивной, способной убедить в своей правоте даже фонарный столб — удалось заставить брата довольно быстро изменить первоначальное мнение и, как мы знаем, она оказалась стопроцентно права.

Едва ли не с первого взгляда Пабло и Гертруда прониклись друг к другу глубокой симпатией, и при том уважении, которое Пикассо испытывал в отношении Стайн, не написать ее портрет он просто не мог.

Но вот незадача — работа не заладилась. И это при том, что многочисленные портреты своих разнообразных любовниц Пикассо создавал десятками, зачастую затрачивая на каждый из них не более одного дня. Возможно, в этом причина: Пикассо не хватало чувственной, эротической составляющей, которая, очевидно, являлась главным двигателем его творчества.

Пикассо действительно долго и упорно работал над портретом, в результате чего многие его части подверглись существенной переработке, но — мы знаем Гертруду. Мы знаем Гертруду, и потому есть веские основания полагать, что Стайн сильно преувеличила количество сеансов позирования — возможно, чтобы приблизить результат к количеству сеансов, которые вынужден был «пережить» Амбруаз Воллар, позировавший для Поля Сезанна, писавшего его портрет в 1899 году.

Как бы то ни было, портрет, созданный Пикассо, представляет собой захватывающую и убедительную визуальную характеристику Гертруды и дань уважения ее важности для художника в поворотный момент его карьеры.

Внешне Стайн была весьма «основательной» женщиной — мощной, невысокой и кряжистой — и точно таким же, крепким и волевым, был ее характер. Рисуя ее, Пикассо стремился показать силу ее характера и ума, а также описать ее привлекательную внешность.

Его абсолютно фанатическая сосредоточенность на работе во время написания портрета Гертруды отображена в ее описании позы художника во время работы: сама она позировала, сидя в «»большом сломанном кресле» в студии художника в общежитии Bateau Lavoir, в то время как Пабло с трудом посещался на «крохотном кухонном стульчике» находясь очень близко к холсту и сжимая в руке «крохотную палитру».

Но чем больше он работал над портретом, тем серьезнее становилась для художника эта проблема: он не мог найти правильный баланс между отображением внешнего облика Гертруды и ее внутренней сути. Одно мешало другому, не складываясь в единое целое так, как этого хотел художник.

Не определившись с наиболее выразительной позой, он несколько раз переписывал голову Гертруды под разными углами, а затем однажды закрасил ее полностью, раздраженно пожаловавшись: «Я больше не вижу тебя, когда смотрю». Понимая, что зашел в тупик, Пикассо отказался от дальнейшей работы над картиной.