Анализ картины Пабло Пикассо Семья комедиантов - Пабло Пикассо
Анализ картины Пабло Пикассо Семья комедиантов

Анализ картины Пабло Пикассо Семья комедиантов

Картина «Семья комедиантов» была написана в Париже. П. Пикассо жил в общежитии, полуразрушенном здании. Его друзья любили цирк, это увлечение передалось и художнику. Героями его работ становятся работники цирка, актеры театра. В то время они не зарабатывали больших денег, а их жизнь больше походила на жалкое существование.

Сюжет картины веет грустью. Видимо происходит расставание близких людей. Арлекин с шарфом на шее грустно смотрит на стоявшего напротив располневшего мужчину. Скорее всего, шарф символизирует ограничение, возможно актер находится в определенных рамках, которые его гнетут. Костюм в клетку, так часто потешающий публику, наоборот делает образ унылым.

«Семейство комедиантов» Пабло Пикассо — в некотором роде, «подведение итогов», вобравшее в себя все наработки, которые появились у художника в результате работы над несколькими картинами, включая и замечательную «Девочку на шаре» (1905) — картину, которая действительно является непревзойденным шедевром и способна примирить нас с последующим творчеством Пикассо, ценность которого с точки зрения искусства вызывает большие сомнения.

Фоном для картины изначально служил ипподром, однако впоследствии Пикассо заменил его на этот бесплодный, как будто выжженый солнцем пейзаж, напоминающий родину художника — Андалусию на юге Испании.

Циркачи запечатлены в момент, когда они собираются идти дальше после короткого привала — и каждый из образов, имеющий реального прототипа, наполнен, тем не менее, и аллегорическим смыслом, как и вся композиция в целом.

Себя Пикассо снова изобразил в виде Арлекин с обмотанным шеей шарфом. Упрямое выражение лица Арлекина-Пикассо однозначно указывает на решимость молодого художника торить собственную дорогу ив искусстве, не считаясь с условностями, запретами и догмами, свойственными такому консервативному виду деятельности, как искусство на протяжении всей его истории.

Арлекин держит за руку маленькую девочку — скорее всего, любимую младшую сестру Пикассо Кончиту, трагическая смерть которой от дифтерии в возрасте семи лет стала глубокой личной трагедией для художника. Когда Кончита заболела, Пикассо поклялся, что никогда больше не возьмет в руки кисть, если Кончита выживет. Однако Кончита умерла — и, думается, смерть ее стало одной из важнейших причин, обусловивших основную тему в творчестве Пикассо — неразрывную связь между жизнью, смертью и искусством

Упитанный мужчина в костюме шута — несомненно, символист Гийом Апллинер, а старший мальчик-акробат — либо поэт Макс Джейкоб, либо поэт Андре Сэлмон. Женщина, странным образом и композиционно, и психологически совершенно отделившаяся от группы — возлюбленная Пикассо Фернанда, и в то же время, в этом нет никаких сомнений, аллегория искусства в целом.

Отстраненность этого персонажа однозначно указывает на то, что затеянная Пикассо революция в живописи не ищет себе никаких «попутчиков» и не собирается следовать традиции — в этом причина «отстраненности» женского образа, порождающей ощущение тревоги и одиночества.

Как отмечали некоторые критики, картина Пикассо «Семейство комедиантов» имеет много общего с монументальной фризовой композицией Мане 1862 года «Старый музыкант», включённую в ретроспективу Мане, состоявшуюся в Осеннем салоне в 1900 году.

Критики Салона часто обвиняли Мане в том, что он рисует «непонятные» картины, поскольку никто не мог определить в них связного или последовательного повествования. Некоторые критики жаловались: «В его сочинениях много произвольного», а другие современники отвергали «Le Déjeuner sur l’herbe» («Завтрак на траве») как «грубую и пошлую загадку».

«Старый музыкант» — одно из наименее традиционных сочинений Мане, и интерпретация его образов продолжает беспокоить и разделять ученых. Непоследовательность или «произвол» также является отличительной чертой «Семейства комедиантов», и, возможно, именно Эдуард Мане вселил в Пикассо смелость писать столь свободно в таких внушительных масштабах.

Картина «Семейство комедиантов» была приобретена в 1905 году ассоциацией коллекционеров «La Peau de l’Ours» (Медвежья шкура) за относительно высокую в то время цену — 1000 франков. Пикассо считался многообещающим художником, однако был еще весьма далёк от звания «успешного художника».

2 марта 1914 года картина была продана с аукциона «Отель Друо» в рамках продажи 145 работ. Это был первый аукцион, посвященный модернизму. Сам Пикассо уже вступил в «кубистический период», что сделало его картину главной работой раннего периода. «Семья комедиантов» была продана Генриху Таннхаузеру за очень высокую цену в 11 500 франков. Это означало победу новой живописи во Франции.

В 1915 году Герта Кёниг приобрела картину в галерее Таннхаузер в Мюнхене и владела ею до 1931 года. Затем полотно купил американский предприниматель Честер Дейл, торговец произведениями искусства в Ольденбурге. Он был благотворителем и пожертвовал свою коллекцию Национальной галерее искусства в Вашингтоне.

Девочка с грустью смотрит под ноги, видимо ей тяжело переживать эти минуты. Этот образ навеян П. Пикассо музой, как и в картине «Девочка на шаре». Черные крылья девочки омрачают ее образ и своего рода ограничивают свободу. Возможно, за нее была заплачена очень большая цена. Образы юношей немного развернуты, они отрешенные от прощания, смотрят в сторону превосходной дамы. Мужчина в красном костюме скорее всего глава клана. Его фигура символизирует успешность и удовлетворенность жизнью. Он разговаривает с арлекином.

Картина рассказывает о личных переживаниях художника. Таким образом, П. Пикассо показывает свое отношение к искусству в целом. Это он в образе печального арлекина, с девочкой за руку, которая символизирует его музу. Он разворачивается, прощается и уходит от сытой и довольной жизни. Его шарф на шее сдавливает горло и ограничивает волю. Ему больше не нравится ни обеспеченность, ни шикарные дамы. Он хочет жить ради искусства, по своим правилам.

Художнику не нужны зрители, успех и продажа произведений. Эти рамки обескрыливают его музу, для творца это невыносимо. Безусловно, ему печально со всеми прощаться, но иначе художник просто не может. Картина передает непростой душевный мир творческого человека.