Анализ картины Пабло Пикассо Арлекин - Пабло Пикассо
Анализ картины Пабло Пикассо Арлекин

Анализ картины Пабло Пикассо Арлекин

Картина «Арлекин» была написана Пабло Пикассо в 1917 году. Причиной для написания картины была поездка с будущей женой, Ольгой Хохловой, и гастролировавшим цирком в Барселону. После поездки Пикассо написал портрет Ольги и печального «Арлекина» в голубоватой рубашке.

Вообще, цирк сыграл немаловажную роль в создании многих работ Пикассо, послужив как темой, так и мотивом для их написания. Увлечение темой цирка и циркачей у художника началось предположительно с 1905 года, после того, как тот побывал в цирке Медрано, став затем его завсегдатаем.

Помимо своей исключительной художественной ценности, картина «Арлекин» также важна в том смысле, что в далеком 1919-ом, в то время, когда музея Пикассо еще не существовала, «Арлекин» стал первым подарком Пикассо, сделанным им художественным музеям Барселоны.

Напомним — в Барселоне прошли юношеские годы Пикассо и именно в каталонской столице Пабло сформировался как художник. Кстати, в 2019-ом Музей Пикассо пышно отметил столетие этого пожертвования целым рядом культурных мероприятий.

Пикассо написал картину двумя годами ранее в Барселоне, во время своего пребывания в городе в период с июня по ноябрь 1917 года, по случаю представления в Театре Лисеу балета с участием Труппа Сергея Дягилева Ballets Russes.

Для этого представления Пикассо разработал костюмы, а также занавес и вызвался сопровождать гастроли труппы повсюду по вполне «пикассовской» причине: художник уже был страстно влюблен и жаждал белого тела женщина, ставшей впоследствии его женой — танцовщицы «Русских Балетов» Ольги Хохловой.

Молодой блондин в меланхолической позе, облаченный в голубые, зеленые и розовые цвета, который позировал художнику для «Арлекина» — хореограф и ведущий танцор труппы Дягилева Леонид Мясин, который стал хорошим другом Пикассо в Риме. Эскизы к работе и большое сходство с лицом московского танцора подтверждают это однозначно.

Пикассо выполнил этот в стиле, почти граничащем с академизмом, что и вообще было свойственно многим работам мастера той поры. Как мы уже сказали, через два года после написания Пикассо подарил эту замечательную картину Барселоне, в знак своего глубочайшего уважения к городу, который ввел его в мир настоящего искусства.

С 1963-го, когда в Барселоне открылся Музей Пикассо, картина «Арлекин» стала неотъемлемой частью постоянной экспозиции.

Арлекин, герой комический и веселый, изображен уже вне своего образа. Не успев снять свой клетчатый сценический костюм, он уже снял маску веселья и беспричинной радости. Нет, он не в печали и не в отчаянии, но его взгляд и черты лица выдают небольшую грусть и в большей степени усталость. Мы видим в нем человека, который ничем не отличается от любого из нас, который вне сцены не продолжает играть на публику, а просто живет, волнуясь и радуясь только взаправду.

Да, нет на этой картине цирка и ярких представлений, автора здесь интересует исключительно личность человека, его душа. Клоуны и арлекины, участники цирка, видятся на таких картинах нам совершенно по-новому: после представления или в повседневной жизни – они живут так, как будто и работают не в цирке.

Присутствие на подобных картинах атрибутики цирка: костюма, занавесов, грима или декораций, усиливает эффект, давая возможность сопоставить образ на картине, в котором предстает публике ее герой. Они показаны в будничной жизни, семье или на репетиции. Циркачи одеты в костюмы своих героев. В жизни эти люди бескорыстны, честны и добры, им чуждо лицемерие и корысть. Именно таким видел цирковой мирок хорошо с ним знакомый Пабло Пикассо.