Анализ картины Пабло Пикассо Девочка на шаре - Пабло Пикассо
Анализ картины Пабло Пикассо Девочка на шаре

Анализ картины Пабло Пикассо Девочка на шаре

Это, пожалуй, одна из самых известных картин Пикассо. Свой шедевр художник написал в 1905 году. «Девочка на шаре» знаменует собой новый период в творчестве Пабло Пикассо, который исследователи назвали «розовым». Полотна художника становятся более жизнерадостными и позитивными. Основные герои его картин в это время – люди циркового искусства. Стоит отметить, что в выборе тематики Пикассо был не одинок. Многие художники в начале века запечатлевали циркачей, ощущая с ними некое духовное родство.

На холсте «Девочка на шаре» Пикассо изобразил бродячую труппу акробатов. В центре композиции находятся двое артистов – девочка-гимнастка и силач. Ребенок балансирует на шаре, репетируя свой номер. Фигурка девочки грациозно изогнута, она подняла руки, чтобы удержать хрупкое равновесие. Атлет сидит неподвижно, его мощное тело исполнено спокойствия. Двое артистов резко контрастируют друг с другом. С одной стороны, хрупкость и порывистость тоненькой девочки на шаре, а с другой – сила, мощь и статичность мужчины, сидящего на кубе.

После «голубого» периода Пабло Пикассо, в котором он запечатлевал нищенскую тему, одиночество и отчаяние, используя мрачные голубые оттенки, наступает «розовый» период, радовавший как жизнерадостными красками, так и приятными темами: клоуны, арлекины и карнавальные артисты. Интуиция, лежащая в основе данного периода, преобладала в большей степени, чем конкретное наблюдение. Стилистические эксперименты живописца с обдуманным упрощением картины стали частью «розового» периода.

Данная картина – это синтез первого и второго цветного этапа творчества художника. Здесь и совмещение неуловимой тревожности «голубого» периода, и легкая умиротворенность «розового», словно прошлое и будущее столкнулись в одном месте. На картине мы видим бродячую группу, которую составляют акробаты. Большую часть пространства занимает две фигуры. Хрупкую гимнастку в тесной одежде мы застаем за репетицией циркового номера, балансирующую на шаре, словно ею продолженном. Неустойчивая поза девочки походит больше на одну из игр.

Сильный спортсмен, сидящий недалеко, отдыхает. Его монументальность поражает своим размахом. Картина полна внутреннего драматизма, лежащего в композиционной основе. Также она строится на контрастах. Унылая природа, наводящая тоску, выжженная холмистая равнина с проселочной дорогой, на которой приостановились бродячие артисты. Задний план полотна показывает случайную прохожую с дитем, собаку и пасущуюся белую лошадь. На картине явен контраст унылого фона с задорной профессией циркачей, зрителями которых становится шумная веселая толпа.

Куб и шар являются противоположностями: одно выражает движение, другое – неподвижность. Ребенок с присущей ей грацией раскачивается, стараясь удержать баланс, мужчина сидит, как камень. Он будто врос в постамент, являясь олицетворением постоянства и неподвижности. Цвет подчеркивает незримый контакт между большим человеком и крошечной на его фоне ребенком.

Живописец показывает свою заинтересованность эмоциональным состоянием героев: они оба погружены в свой внутренний мир, природа только усиливает это ощущение. Девочка является воплощением мечты Пикассо о лирики жизни и напоминанием о быстротечности красоты, а сила спортсмена спасает ее от безжалостности этого мира. Идеальная гармония баланса, в котором одно не существует без другого.

Основным выразительным средством Пикассо по-прежнему остается линия. Но в отличие от картин «голубого» периода, здесь мы видим еще и перспективу. В полотне «Девочка на шаре» строится с помощью нескольких горизонтальных линий и маленьких фигур на заднем плане (женщина с ребенком и белоснежная лошадь). Из-за этого картина не выглядит плоской, в ней есть легкость и воздушность.

В качестве фона выбрано изображение голой пустыни или степи. Эта обстановка не слишком соответствует настроению цирка. Тем самым художник подчеркивает, что жизнь этих людей не состоит только из веселья, ликования и аплодисментов зрителей. В ней есть также нужда, горе, болезни.

Очень характерна и цветовая гамма, выбранная художником. Голубой цвет, столь любимый Пикассо, остался лишь в одежде атлета и гимнастки. А в остальном в картине преобладают оттенки розового цвета.