Анализ картины Ореста Кипренского Портрет Растопчиной - Орест Кипренский
Анализ картины Ореста Кипренского Портрет Растопчиной

Анализ картины Ореста Кипренского Портрет Растопчиной

Женские образы, созданные О. А. Кипренским, — бесценная страница в истории русского искусства. Они явились откровением даже после шедевров Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского. Каждый из его портретов — будь то портреты Д. Н. Хвостовой или Е. С. Авдулиной, С. С. Щербатовой — покоряет невиданной ранее степенью проникновения в душевные глубины образа, неповторимым своеобразием облика, безупречным исполнительским мастерством.

“Портрет Растопчиной” – парный с портретом её мужа, и являет ему своеобразную противоположность. Муж госпожи Растопчиной был человеком суетливым, говорливым, шумным человеком. Он был коллекционером и литератором, на некоторый срок избирался в качестве московского губернатора, и являл собой душу компании, легкого на подъем и веселого. Его жена, напротив, была не слишком говорлива и больше любила слушать внутреннюю тишину, чем людские разговоры.

На картине её суть, её тихая, кроткая натура передана просто великолепно. Непритязательный темный фон не привлекает внимания. Простое домашнее платье женщины не отвлекает от её лица, которое, как пеной, окружено кружевами на блузе и чепчике. Оно уже не очень молодо, это лицо. Светлая кожа, темные, внимательные глаза, чуть вздернутый нос, губы, на которых нет улыбки – Растопчина вряд ли привлекала табуны молодых поклонников, но ей это и не было нужно.

За отсутствием внешней красоты скрывается духовный свет, из-за которого лицо выглядит одухотворенным и прекрасным. Внутренняя гармония с самой собой видна во взгляде, в позе. Словно встрепенувшись на зов- позвал ли её человек, или же что-то, скрывающееся в её душе? – она слегка тянется вперед.

Также в её слегка поджатых губах, в глазах, которые смотрят доверчиво, открыто, видна готовность к страданию. К Истории с большой буквы. К чему-то, что может случиться. Некий потенциал, талант актрисы или певицы, может быть, а, возможно, просто способность к глубокому, чистому, нравственному чувству наполняет её скрытым трепетом. Готовностью откликнуться на верную ноту.

Возможно, именно такая нота и разбудила её однажды. Во время путешествий по Германии с мужем, Растопчина приняла католическую веру. Вероятно, она нашла в ней именно тот надрыв, ту правильность, к которой смогла приложить силы своей души.

Одна из вершин среди них — «Портрет Е. П. Ростопчиной».

Графиня Екатерина Петровна Ростопчина рядом со своим шумным, деятельным мужем, графом Ф. В. Ростопчиным, будущим незадачливым московским губернатором, коллекционером и литератором, являла собой некую внутреннюю ему противоположность.

По контрасту с изображением Ростопчина в пoртрете Ростопчиной господствует состояние одухотворенной тишины, сосредоточенного внимания. Женщина одета в скромное домашнее платье, глухой коричневый фон скрадывает контуры фигуры.

Все внимание художника и зрителя приковано к ее нежному трепетному лицу, обрамленному легкой пеной кружев чепчика и воротника. В широко открытом невидящем взгляде, в кроткой улыбке, в заметном напряжении фигуры женщины, словно встрепенувшейся на чей-то зов, ощущается острота эмоционально-духовной жизни.

Кипренский проникновенно передал затаенный драматизм, готовность к страданию, то состояние душевного порога, на котором находилась его героиня. С 1814г, когда муж вышел в отставку, Ростопчины путешествовали и жили в Германии и Франции. За границей, к 1822г, Екатерина Петровна, тогда уже мать пятерых детей, пережила психологический кризис, перешедшей в католичество.

Это привело к разногласиям между супругами.