Анализ картины Ореста Кипренского Портрет Олениной - Орест Кипренский
Анализ картины Ореста Кипренского Портрет Олениной

Анализ картины Ореста Кипренского Портрет Олениной

Портрет создан примерно через год после портрета А. С. Пушкина, в нелегкое для Кипренского время. Зная переживания художника этой поры, удивляешься, как легко, изысканно он владеет карандашом, с какой теплотой и человечностью и как бережно передает облик прелестной Анны Олениной — предмета поэтических дум Пушкина.

Весна 1828 года стала временем надежд для Пушкина, мечтавшего сделать Оленину своей женой. В стихотворении к английскому живописцу Джорджу Дау — создателю портретной галереи героев 1812 года в Зимнем Дворце — Пушкин советует: А. С. Пушкин «TO DAWE, ESQ» Зачем твой дивный карандаш Рисует мой арапский профиль? Хоть ты его векам предашь, Его освищет Мефистофель. Рисуй Олениной черты.

В жару сердечных вдохновении, Лишь юности и красоты Поклонником быть должен гений.

Но не английский, а русский художник, Орест Кипренский, создает ее графический портрет. Художник любуется молодостью и очарованием своей модели. Тщательно выписаны локоны пышной прически, на край уха посажена серьга, ниточка бус удлиняет шейку «маленькой женщины». Портрет удивительно правдив.

И эта правда характера известна нам по дневнику семьи Олениной. Кем же, как не Кипренскому, «волшебнику милому», постоянному посетителю салона и передать красоту Олениной и характер: немного кокетливый, чуть настороженный, но мягкий, добрый, веселый. Более 150 лет люди любуются этой, казалось бы, не очень красивой девушкой, так как в ней не «строгая красота статуй», а очарование юности, «обаяние мечты» .

Эта работа была создана в сложное для Кипренского время. Художник, выходец из крепостных крестьян, всегда легко находил себе недоброжелателей в высшем свете. После возвращения из Италии Кипренского обвинили в убийстве натурщицы, и, хотя ничего не было доказано, это происшествие бросило тень на его карьеру. Вдобавок к этому распространялись слухи о его связи с десятилетней девочкой во время проживания в Риме. Художник отчаянно переживал все эти слухи, замкнулся в себе – что абсолютно не мешало ему создавать замечательные картины.

Великолепный мастер портрета, Кипренский писал многих знатных и известных людей, своих современников, причем творил и на заказ, и просто из любви к искусству. Анна Оленина, дочь руководителя Публичной библиотеки и Президента Академии Художеств, была любовью Александра Сергеевича Пушкина, ей он посвятил несколько своих стихов. Пушкин даже собирался жениться на ней, но свадьба расстроилась по неизвестным причинам.

Кипренский отлично передал характер своей модели – юной и наивной, кокетливой и шаловливой, но вместе с тем невероятно уверенной в себе и преисполненной достоинства девушки. Оленина изображена в модном по тем временам платье с узким лифом и пышными рукавами, на плечи накинут шелковый шарф, объемная прическа уложена воздушными локонами, в ухе небольшая серьга.

Этот портрет стал последней работой Кипренского на родине – после чего он, окончательно разочаровавшись в своем окружении и в светском обществе, возвращается в Италию. Вторая поездка в Европу стала неудачной для художника – его былая слава быстро позабылась, неудачи преследовали его, к тому же Кипренский изменил стиль своей живописи. Свет и воздух как будто ушли из нее, работы стали более мрачными. Но «Портрет Олениной» остался в веках как яркое свидетельство расцвета творчества художника.