Анализ картины Ореста Кипренского Портрет Ростопчина - Орест Кипренский
Анализ картины Ореста Кипренского Портрет Ростопчина

Анализ картины Ореста Кипренского Портрет Ростопчина

Героя этого полотна мы больше знаем по карикатурному образу из «Войны и мира» Льва Толстого. В действительности граф не был столь одномерен — тому свидетельство этот портрет.

Художник был вхож в знаменитый салон Ростопчиных, собиравший весь цвет тогдашней Москвы, и не однажды получал от графа бескорыстную поддержку и помощь. «Я тружусь для славы России…» Свою принадлежность к родной стране Кипренский всегда ощущал необыкновенно остро — это, впрочем, характерно для многих русских образованных людей начала XIX века.

Показывая свои картины на зарубежных выставках, художник выступал послом не просто изобразительного искусства, а именно русского изобразительного искусства, которое, по его мнению, давно было достойно занять подобающее ему место среди других национальных живописных школ. Само достаточно критическое отношение к тому, что происходит в России, — особенно это касается 1830-х годов, — ничуть не умаляло его патриотизма; они в Италии, столь им любимой, оставался русским художником.

При этом он не любил кричать на каждом углу об этом: за него должна была говорить та слава русской живописи, преумножению которой Кипренский и посвятил свою жизнь. Лишь однажды с его языка сорвалось признание, вынесенное в заголовок этого раздела, — когда император Николай I не пожелал помочь впавшему в нужду художнику. Это был упрек. Больше себе такого Кипренский не позволял, хотя закат его жизни был очень печален.

Орест Адамович Кипренский трудился для славы своей страны. На международных художественных выставках за рубежом художник позиционировал себя как посол русского искусства. Мастер портретной живописи. Он нарисовал многих знаменитых людей: полководцев, писателей, поэтов. Одной из его знаменитых картин стал портрет политического деятеля Ростопчина.

Граф Ростопчин был покровителем художника, не единожды оказывал ему бескорыстную помощь и поддержку. Кипренский часто посещал знаменитый салон Ростопчиных, который собирал весь цвет Москвы. Ростопчин – известная личность, которая сделала успешную карьеру в период правления Петра 1. Во время нападения французов на Москву граф был главнокомандующим города. Ростопчин активно участвовал в спасении государственного имущества, но при этом содействовал разрушению Москвы огнём, чтобы она не досталась французам. Многие люди знают о Ростопчине из знаменитой книги «Война и мир», где описан карикатурный образ графа. На самом деле, Ростопчин разносторонняя личность, что и пытался продемонстрировать на своей картине Кипренский.

Портрет графа был создан в 1809 году. В процессе написания картины художник руководствовался традициями строгого камерного портрета 18 века. Зрителю полотна представлен не внешний антураж (одежда или фигура), а внутренний мир человека. Ни одна деталь на картине не намекает на высокий статус человека. Граф одет как и большинство светских людей того времени. На нём пальто классического тёмного цвета, вокруг шеи аккуратно завязан белый платок. Нейтральная одежда и спокойный коричневый фон не отвлекает от созерцания модели.

На картине можно увидеть лицо благородного и образованного человека. Высокий лоб выдаёт в нём природный ум. Ростопчин выглядит открытым, спокойным и рассудительным человеком.