Екатерина Сергеевна Авдулина (1788–1832), урожденная Яковлева, дочь действительного статского советника и кавалера нескольких орденов, жена генерал-майора лейб-гвардии Кавалергардского полка, члена Общества поощрения художников А. Н. Авдулина. Богатая светская женщина, она давала в Санкт-Петербурге балы, на которых бывал и А. С. Пушкин.
Одухотворенный облик модели, болезненное с тонкими чертами лицо, увядающий хрупкий гиацинт на окне, изысканность всего художественного строя полотна заставляли современников сравнивать его с работами Леонардо да Винчи. Созданный в Париже, он действительно выдает влияние хранящейся в Лувре «Моны Лизы». Современники отмечали исключительное мастерство отделки деталей. «Портрет весьма окончен, руки написаны и нарисованы прекрасно, черное шелковое платье, желтая турецкая шаль исполнены с чрезвычайным отчетом», – писал В. И. Григорович, секретарь Общества поощрения художников. Полный мечтательной грусти портрет типичен для периода расцвета творчества художника. Наряду со знаменитым прижизненным портретом А. С. Пушкина относится к шедеврам его искусства.
Русский художник Кипренский в 1823 году завершил работу над портретом женщины, ставшим позднее признанным одним из лучших в жанре романтизма. Писал он в Париже Екатерину Авдулину, супругу генерал-майора, бывшего большим поклонником светских балов и знакомств с людьми искусства.
Картина создает впечатление поэтичности и некоторой грусти. Узнается частичная схожесть его с Джокондой Леонардо: природа за окном, руки сложены таким же образом. Удивительно лаконична цветовая гамма полотна: драматичный угольно-черный в сочетании с теплым горчичным. Стоящая на подоконнике ваза с увядающим стебельком белого гиацинта дополняет мрачную элегическую атмосферу.
Пейзаж за окном представлен небольшим участком зеленеющей рощи и нагнетающим видом серых, фиолетовых грозовых туч. На таком фоне лицо Екатерины кажется еще более хрупким, беззащитным. В глазах ее читается душа героини, некий внутренний надлом. Сама она облачена в черное платье из бархата и дорогую расшитую мелким орнаментом шаль. На сильной шее поблескивают бусины крупного жемчуга. В руке – сложенный веер. Удивительно реалистично написаны женственные руки. Лицо обрамлено желтым бантом и красивым прозрачным ажурным ободком.
Дама кажется зрителю отрешенной, закрытой, молчаливой, не желающей выдавать загадки своего сердца. Но художнику, сдается, удалось прочесть ее душу. Современники мастера признали, что необыкновенно точно передан характер Екатерины, уловлена та особенность натуры, которая отличает ее от других людей. В наши дни схожесть с оригиналом проверить, конечно, невозможно, однако, говорить о гениальности портрета этот факт не мешает.
Заставляет любоваться портретом умение Кипренского мастерски сложить игру света и тени, уравновесить объектами композицию, сделать его сдержанным в цветах и излишне многословным в описании духовного содержания.