Анализ картины Ореста Кипренского Девочка в маковом венке - Орест Кипренский
Анализ картины Ореста Кипренского Девочка в маковом венке

Анализ картины Ореста Кипренского Девочка в маковом венке

Портрет Девочка в маковом венке Кипренским написан в Италии с натуры – девочки по имени Анна-Мария (Мариучча). Она сидит, изящно опершись о стол и будто случайно обращает внимание на художника. На русых, небрежно собранных в хвост волосах, – ярко-красный венок из маков, а в маленькой ручке — цветок гвоздики. Очень тщательно прорисовано лицо Анны-Марии: румяное, выразительное, оживленное. Глаза смотрят с интересом, взгляд вдумчивый и глубокий. Невинный, беззащитный образ ребенка Кипренский передал с помощью контраста: на темном фоне будто светится фарфоровая кожа девочки. Работа выполнена крайне реалистично — во время ее выставки в Италии эксперты не верили, что полотно написано русским художником, а не Рембрандтом или Рубенсом.

Кипренский очень симпатизировал матери своей юной натурщицы, которая тоже ему позировала. Однажды женщину нашли мертвой, а в ее смерти обвинили художника. Ситуация стала хуже, когда он забрал к себе 6-летнюю дочь убитой, оставшуюся сиротой. Художник хотел стать опекуном Анны-Марии, но ему отказали, а девочку поместили в приют.

Кипренский вернулся из Италии на родину, однако, приняли его холодно: сплетни об убийстве успели дойти до России. Спустя семь лет художник вернулся в Италию и отыскал Анну-Марию в монастыре. Несмотря на большую разницу в возрасте — 30 лет — Кипренский сделал девушке предложение. Анна-Мария согласилась хоть и не любила жениха, но ценила его талант.

Ради брака с ней художник даже сменил веру и стал католиком. Занимаясь творчеством ради денег, Кипренский перестал творить для удовольствия и начал пить. Семья быстро распалась: вскоре после свадьбы Кипренский умер от воспаления легких. Когда художник скончался, вдова продала все работы, и свой портрет в том числе, в Петербургскую Академию художеств. Сейчас картина выставлена в Третьяковской галерее.

Орест Кипренский написал этот причудный портрет в первой половине 19-го века, а если быть точнее – до 20-го года. Работа имела на разных выставках и по сей день имеет несколько названий, самое известное из которых – «Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке (Мариучча)».

Полотно написано так реалистично и так красиво, что, когда оно выставлялось в итальянском городе, местные эксперты не верили, что девочка изображена русским художником, дескать, русские не могут такое чудо сотворить. Можно представить, как было обидно и неприятно Кипренскому!

В самом известном названии картины, озвученном выше, в скобках обозначено имя Мариучча. Кто же это? Это итальянская девочка Анна-Мария, мать которой была натурщицей и имела с художником не только профессиональные связи.

Однажды модель обнаружили мёртвой. Одним из подозреваемых оказался несчастный художник. На последнего началась сильнейшая травля, распространившаяся от Италии до Франции. Орест скитался и прятался, предварительно попросив поселить сиротку в монастырь.

Через некоторое время, когда Анне-Марии было уже семнадцать лет, художник, которому было под пятьдесят, женился на ней. Она его не любила, хотя ценила его заботу и работу (в том числе её собственный детский портрет). Он её обожал и занимался не тем художеством, к которому был призван; занимался этим лишь для того, чтобы в семье было много денег, чтобы обеспечить супругу и задарить её шикарными дарами. От такой нелёгкой жизни мастер стал пить запоями и вскоре скончался.

После смерти супруга вдова продала его картины, даже этот чудесный портрет (Мариучча сидит, повернув любопытное личико к нам, зрителям: она задала какой-то вопрос и ожидает на него ответа), не захотев оставить его себе в память о муже (что доказывает её нелюбовь к последнему).