Анализ картины Ореста Кипренского Читатели газет в Неаполе - Орест Кипренский
Анализ картины Ореста Кипренского Читатели газет в Неаполе

Анализ картины Ореста Кипренского Читатели газет в Неаполе

Среди картин Ореста Кипренского, есть одна, имеющая не только довольно интересную предысторию, но и ставшую основополагающей в новом жанровом направлении. Полотно «Читатели газет в Неаполе» является фактически первым известным групповым портретом. Картина была написана около 1831 года, во время второго итальянского периода, отличавшегося зрелостью, законченностью формы и отточенным мастерством известного художника-портретиста.

На картине «Читатели газет в Неаполе» изображены четыре молодых человека, трое из которых внимательно слушают своего товарища, вслух читающего свежую газету. Очевидно, события, описанные в статье, невероятно тревожны. Лица слушателей выражают озабоченность, волнение и крайнюю заинтересованность.

Несмотря на то, что автор в одном из писем описывал полотно, как политическое чтение о Польше русскими путниками, есть мнение, что на картине изображены известные польские деятели – Адам Мицкевич, граф Потоцкий, поэты Зыгмунт Красинский и Антоний Одынец. Исследователи считают подобное лукавство связано с нежеланием художника лишний раз напоминать о нашумевшем польском восстании, случившемся в 1830 году.

На групповом портрете Кипренского можно заметить множество скрытых символов. Например, у мужчины занятого чтением на руках можно увидеть небольшую декоративную собачку, сидящую совсем рядом с газетной страницей. Таким образом, мастер ненавязчиво акцентирует внимание на газете, давая понять зрителю, как важна информация, напечатанная на бумаге. Также не менее ярким примером символизма считается изображение Везувия на заднем плане картины. Виднеющийся за спинами слушателей спящий вулкан означает дремлющие, кипящие в недрах народного гнева революционные силы. Этот намек очень точно выражает отношение мастера, его негласное ободрение и поддержку общественных настроений.

Орест Кипренский назвал изображенных на полотне мужчин русскими, хотя отдельные его современники говорили, что художник сказал так, чтобы как-то сгладить политические споры о польском восстании в ноябре 1830 г. Другой художник Андрей Иванов писал Александру Иванову своему сыну, тоже художнику, что Кипренский на этом полотне написал портреты поляков.

Искусствовед Николай Романов, писавший об истории искусства, предположил, что четверо молодых людей это поляки, жившие в Италии.
На переднем плане изображены Антоний Эдвард Одынец, Адам Мицкевич, Зигмунд Красинский и Александр Потоцкий. Также, один мужчина в руках держит декоративную собачку.

Справа, за молодыми людьми, изображен проснувшийся вулкан Везувий. Во времена О. А. Кипренского его современники считали вулкан символом революции. Так символично художник выразил свое симпатии к общественным настроениям.

Человек, читающий вслух газету, держит еще в руках собачку, которая выглядывает из-под газетного листка. Этой деталью художник привлекает внимание зрителя к газетной статье, подчеркивает ее важность.

Портреты четырех молодых людей стал первым в жанре группового портрета. Можно сказать, что эта картина – основополагающая в данном жанре.