Мастер карикатуры, Оноре Домье, двигаясь от сатиры и едких говорящих характеристик и своего морального самосознания, сумел возвести этот газетный жанр в область искусства. Работая в технике литографии, Домье создал уникальную эстетическую шкалу, где наравне с портретным сходством ценится гротеск, а ирония граничит с обличительностью и утрированной правдой. Несомненно, Оноре Домье был не только очень талантливым, но и смелым мастером.
Литография «Законодательное чрево» явилась своего рода этапной работой Домье – автор продемонстрировал своё блестящее владение портретом-карикатурой, выбрав для этого групповой портрет.
Перед зрителем предстают члены парламента Июльской монархии. Широкие скамьи, расположенные в виде амфитеатра, дают возможность разглядеть каждого, и современники Домье, без труда узнали «правящих мира сего». Физические характеристики мастер утрирует, а вот моральные качества, будто сами собой обезображивают лица, и всё равно портретное сходство настолько беспощадно, что только остаётся восхищаться смелостью автора.
Что читается на лицах представителей парламента? Злость, леность, тупость, заносчивость, горделивость, скука, продажность и чванство. Переходя от героя к герою, отмечаешь, что каждый портрет очень индивидуальный, но при целостном восприятии с удивлением приходишь к выводу – заостренный индивидуализм перерастает в некое обобщение, где царит непроходимая глупость и бесполезность. От частной иронии к общему гротеску и обличению – вот удивительный эффект, которого удалось добиться Домье.
Собрание, которое должно печься о судьбе народа и страны, заняты совсем другими делами: кто-то травит байки, кто-то откровенно спит, а некоторые просто уставились в потолок пустыми взглядами. Отталкивающие лица, уродливые толстые фигуры. Председатель положил руку на перила, он словно забыл, о чём должен был говорить парламенту.
Сама техника мастера также заслуживает отдельного внимания. Автор добивается не плоского изображения фигур – все его герои объёмны и пластичны. Домье будто просто создал объёмный чёрно-белый рисунок, зритель в какой-то момент забывает, что это литография.
Всю жизнь Оноре Домье боролся с коррупцией и продажностью известным для себя способом – карикатурой. Он был невероятно беден, а зрители с нетерпением ждали выхода новой карикатуры бесстрашного мастера. Сегодня работы Домье стоят на вес золота, а то, что это высочайшее искусство не вызывает ни у кого сомнения.
В раннем детстве Оноре Домье с родителями переезжает в Париж, и с этого времени у мальчика появляется множество интереснейших занятий – таскать сладости в лавочке бакалейщика, болтать с уличными потаскушками, часами за кем-то наблюдать из подворотни. Отец тщетно пытался научить сына своему ремеслу стекольщика – тяжелое, требующее терпения занятие совершенно не давалось непоседливому подростку, и случай помогает пристроить его посыльным в адвокатскую контору.
Самым увлекательным занятием для юного Оноре было рисование карикатур, а его первые модели – старшие мальчишки на соседних улицах – частенько мстили юному карикатуристу, настолько точными и смешными были его быстрые рисунки. Непосредственность и веселый, нагловатый характер Оноре сближает его с известными людьми и именитыми живописцами, таким как Делакруа, Гранвиль, Коро. Бальзак же восторженно сравнил его талант с «мускулами Микеланджело».
В 1832 году за карикатуру на короля Луи Филиппа, изображенного в виде уродливой груши, что по-французски созвучно со словом «дурачок», Домье на шесть месяцев попадает в тюрьму. Однако множество созданных там работ и слава его как блестящего карикатуриста только повышает популярность художника, и на свободу он выходит счастливым с множеством предложений работать в сатирических изданиях.
С конца XVIII века государственное руководство Франции находилась в глубоком политическом и экономическом кризисе, чем неоднократно провоцировались кровавые революционные движения, и сатирическое искусство Домье вдохновляло возмущенные народные массы на мятеж против действующей королевской и парламентской элиты. Как работник газеты, художник мог часами просиживать в законодательной палате Бурбонского дворца, где изучал манеры поведения политиков, их разговоры и всю систему парламентской власти Франции.
Свою лучшую литографию «Законодательное чрево» Оноре Домье создает в 1834 году. На ней амфитеатром восседают депутаты парламента, в ярких и точных миниатюрных копиях которых любой мог узнать известного политикана или алчного продажного чиновника. Одни пустыми взглядами уставились в потолок, другие травят друг другу развлекательные байки, третьи откровенно ковыряются в носу. Жирные, уродливые и отталкивающие лица, грузные фигуры, председатель явно забыл, где он находится и что должен говорить, – как в огромном желудке, они поглощают все заработанное народом, сбрасывая на него свои «непереваренные» нечистоты.
Парижане с нетерпением ждали работы бесстрашного мастера, радовались острой и меткой критике, откровенно смеялись вместе с ним. Над каждой своей работой мастер трудился, как над произведением искусства. Подобно созданному им знаменитому живописному образу Дон-Кихота, рыцарь без страха и упрека Оноре Домье всю свою жизнь сражался с коррумпированной верхушкой общества и с королями, всегда был солидарен с чаяниями простых людей и постоянно подтверждал собственные слова о том, что нужно принадлежать своему времени.