Картина Вагон третьего класса, написанная в девятнадцатом веке, обращается к феномену того времени — железной дороге. Тогда это было странно и ново, и Домье не мог обойти эту тему стороной. Известный для своего времени сатирическими карикатурами, его картины выходили несущими важные темы. В этой картине также отображается разнородная толпа, покачивающаяся в такт движениям поезда. Масло на холсте отлично передает скупые, темные цвета, которыми работал художник. Он хотел показать людей, которые едут в вагоне третьего класса — месте, где об удобствах говорить не приходится.
Свет из окна едва освещает уставшие, изможденные бедностью лица. Вагон набит под завязку, еще одному человеку здесь бы уже не нашлось места. Персонажи, изображенные здесь, привыкли мириться с ударами судьбы, а на их лицах — подчинение всем возможным трудностям их нелегкой жизни. На первом плане изображена женщина, для которой является совершенно обычным делом кормить ребенка грудью при чужих людях. Ей просто все равно. Рядом со старухой сидит мальчик, который от усталости забылся тяжелым сном.
Низкие потолки почти давят на пассажиров, заставляя задуматься — как же они выйдут из общественного транспорта. На всем полотне мелькает только одна улыбка и та не полноценная, а только ее тень. Она пробегает на лице дремлющего мальчика, показывая, что перед миром детей не властны никакие трудности. И еще говорит о том, что обезоруживающая его наивность способна противостоять как перед страданиями, так и перед нищенской жизнью. Эту улыбку художник прописал с особым вниманием.
Оноре Домье, график, живописец и скульптор реалистического направления, был любим публикой за его острые карикатуры, печатавшиеся сатирическими газетами XIX в. Посредством ярких беспощадных обличений он раскрывал нужды народных масс и средних слоев городского населения эпохи великой промышленной революции. Примерно в 1839 г. художник обратился к работе над композициями, изображающими людей в транспорте. Его предпочтения были отданы феномену той эпохи — железной дороге, с ее разнородной толпой, покачивающейся в такт с движением битком набитых вагонов.
На этом полотне Домье с отличающей его блестящей непосредственностью критика изображает вагон третьего класса, наполненный людьми, едва освещаемыми светом из окон. Изможденные лица персонажей отражают безропотное подчинение трудностям обыденной жизни. Женщина на первом плане кормит младенца, а сломленный усталостью мальчик, сидящий рядом со старухой, забылся сном. Кажется, что тень улыбки — единственной на картине — пробежала по его лицу, которое художник пишет с особым вниманием, возможно, чтобы показать безоружную наивность мира детей перед лицом страданий и нищенской жизни.