Анализ картины Михаила Нестерова Преподобный Сергий Радонежский - Михаил Нестеров
Анализ картины Михаила Нестерова Преподобный Сергий Радонежский

Анализ картины Михаила Нестерова Преподобный Сергий Радонежский

Преподобный Сергий Радонежский – одна из картин религиозного цикла Михаила Нестерова, посвященного этому святому. Художник начал работать над полотном в 1891 году, еще не закончив другие картины цикла. Однако, несмотря на кажущуюся простоту композиции, написание образа Сергия Радонежского заняло более 7 лет, и завершил работу Нестеров только в 1899 г.

Композиция действительно проста: на фоне увядающей, осенней русской природы изображена иконоподобная фигура святого. Но это только первое впечатление. Картина привлекает внимание. Такое же ощущение вызывает еле слышный звук, который все усиливаясь и усиливаясь, заставляет остановиться и прислушаться.

В самом деле, благодаря грамотно выстроенной композиции, картина будто звучит. Возвышающиеся друг над другом планы придали полотну необычайную глубину и доминирующая над ними фигура Преподобного Сергия, практически поднимается над всеми этими просторами. Этот эффект придает полотну некоторую монументальность. Сразу становится понятен и символизм, с помощью которого художник хотел донести до зрителя весь свой эмоциональный порыв, вызванный образом великого человека.

За годы творческой жизни немало настоящих шедевров вышло из-под кисти Нестерова. Он отличался не только выдающимся мастерством, но и преданностью своему делу.

На протяжении всей жизни автор продолжал творить, вкладывать самые сокровенные мысли в свои работы. Нестеров был убежден: он будет жив, пока его произведения будут находить отклик в человеческой душе, наставлять людей на путь истинный. И это действительно оказалось так, спустя много лет память о талантливом живописце все еще с нами.

Центральная тема обнаруживается при первом взгляде на полотно. Русская святость, человеческая духовность всегда волновали Нестерова. Он посвятил этому 15 больших произведений и до конца стремился передать неразрывную связь человека с Богом, суть жизни, какой он ее видел.

Сергий Радонежский с детских лет вызвал у художника самые теплые чувства и был для него настоящим символом святости — игуменом земли русской. Бережно и трепетно Нестеров относился к памяти о нем, собирая детали по крупицам, руководствуясь летописями и хрониками.

Даже к совершенно незначительным, казалось бы, деталям автор проявлял внимание. Долгое время он искал дуб, подходящий для заднего плана. Неспроста на фоне появилась золотистая дымка и синеватые дали. Нестеров месяцами продумывал композицию, вплоть до каждого деревца. Стараниями он добился цели, и до сих пор созерцание картины заставляет откликнуться потайные струны души.

Святой изображен при помощи мягких, неброских оттенков. И одеяние его отличается простотой и скромностью: плетеные лапти, легкое, но прочное сукно одежды. При внимательном разглядывании становятся заметны спокойствие и мудрость, что излучает его взгляд.

Фигура Сергия не контрастирует с природой, а наоборот, будто сливается с пейзажем позади в одно целое. Монах жил в единении, понимании с окружающим миром, и Нестерову отлично удалось это передать.

Образ Святого Сергия прописан Нестеровым также в необычной манере. Святой не изображен седобородым старцем. С полотна смотрит на зрителя волне молодой, полный сил человек. Именно таким хотел показать художник Сергия Радонежского, тем самым утверждая, что святость – это не возраст, а деяния людские.

Полотно «Преподобный Сергий Радонежский» несколько отличается от остальных работ цикла, являясь его апофеозом. И, может быть, поэтому не так страшно, что вопреки желаниям художника, увидеть все картины цикла вместе – невозможно. Три из них находятся в Третьяковской галерее, и только финальное полотно «Преподобный Сергий Радонежский» экспонируется в Русском музее.