Анализ картины Николая Рериха Будда – победитель - Николай Рерих
Анализ картины Николая Рериха Будда – победитель

Анализ картины Николая Рериха Будда – победитель

Данная картина Николая Рериха, можно сказать, является иллюстрацией к древним писаниям Востока. Считается, что данный сюжет Рерих подглядел на одном из буддистских храмов, немного переосмыслил его и изобразил на холсте.

Картина Николая Рериха Будда – победитель весьма символична и переносит нас в далекое прошлое, когда Будда был еще жив. На полотне мы видим большую пещеру, в которой сидит мудрец в позе лотоса. Согласно священным писаниям, данные события существовали в действительности. Считается, что Будда много лет скитался по свету в поисках истины. Он решил спуститься в подземный мир, в котором правил всесильный владыка смерти. Подземный мир – это аллегория нашего сознания. Будда погружается глубоко в свои мысли, начинает думать над своими поступками, и таким образом, находит великое просветление. Бог смерти, который правит в этом подземном мире – это ничто иное как наши соблазны, страсти, неудовлетворение. В этой темной пещере Будда сразился с владыкой смерти и победил его.

Будда сидит в позе лотоса и его со всех сторон окружает золотое сияние. Благодаря этому кажется, что он парит в воздухе. Перед ним глубокое синее подземное озеро. В его темных водах отражаются золотистые искорки света, исходящего от Будды. Воды неподвижны, но изображение в них не кажется зеркальными, оно расплывается, словно отражает не реальность, а то, что Будда в этот момент видит внутренним оком.

При использовании художником всего двух основных цветов картина выглядит очень объемной, а при абсолютно статичном изображении на полотне присутствует динамика. Это вызвано использованием кругового расположения сталактитов и сталагмитов. Они придают необходимую динамику, делают изображение намного выразительнее и эффектнее.

Эффект движения по кругу подчеркивает добавление сталагмитов разной величины, свисающих с потолка пещеры. Они не только добавляют объемности полотну, но и визуально замыкают пространство, создают ощущение камерности, подчеркивают, что Будда находится в пещере – подземной замкнутой полости.

Само название картины указывает на истинную суть ее изображения. Будда – победитель, сумевший достигнуть нирваны и избавиться от бесконечного колеса Сансары – цепи перевоплощений. Высшей целью своей проповеди Будда ставил достижение именно этой цели, избавление от страданий, которые только накапливаются с каждым перевоплощением человека. Религиозные источники утверждали, что за свои прегрешения в предыдущей жизни человек может перевоплотиться в животное, насекомое и даже стать камнем. Это только усиливает страдания. А достижение нирваны избавляет от бренности существования и превращает человека в высокодуховное бесплотное существо. Именно этот момент и запечатлен на картине. Ее золотое сияние внушает неземное спокойствие и непоколебимую уверенность в возможности достижения нирваны.

Рерих изобразил на данной картине момент, когда Будда уже победил злого царя. Одна из скал, в правом нижнем углу картины, очень напоминает пасть страшного животного. Возможно, это и есть побежденное чудовище. Вода, около которой сидит Будда, это источник жизни. Также его называют источником знания.

Таким образом, мы понимаем, что данная пещера – это не только символ преисподней, ада, но также и воплощение человеческого незнания, неведения.

Николай Рерих, изображая подземелье, использует в основном два цвета: синий и желтый. Они не смешиваются, а аккуратно накладываются друг на друга. Примечательно то, что художник не изобразил источник освещения. Кажется, что светится сам Будда. Мудрец, победивший все свои страхи и соблазны, стал великим, и это освещение исходит от его фигуры. Поза, в которой запечатлён Будда, считается канонической. Именно в такой позе обычно изображают этого мудреца.