Анализ картины Николая Рериха Александр Невский - Николай Рерих
Анализ картины Николая Рериха Александр Невский

Анализ картины Николая Рериха Александр Невский

Картина «Александр Невский» была написана в 1942 году в честь 700-летия битвы на Чудском озере. В военные годы, когда тема патриотизма стала как никогда актуальной, Николай Константинович Рерих неоднократно обращался к героическим страницам русской истории. В его героический цикл вошли такие работы, как «Ярослав», «Победа», «Мстислав Удалой», «Борис и Глеб» и другие.

На полотне Николая Рериха изображен Александр Ярославич, получивший за победу над шведами прозвище Невский. Картина поражает яркими красками, контрастными и четкими линиями. Багряные небеса олицетворяют жар только что завершившейся битвы. На снегу под копытами коней победителей тела поверженных врагов – немцев. Розоватые отблески на снегу – не только отражение неба, но и цвета крови, смешанной и растворенной снегом. Закатные краски и сероватая дымка передают тишину сумерек.

Битва кончена. Силуэт Александра Невского, слегка склонившего голову. Он тянет за повод, а верный конь приседает, проскальзывая на крутом склоне. Остановившись, князь всматривается в лицо павшего русского воина. Тот в ярком красном плаще лежит на спине, распластав в стороны руки, а его лицо четко вырисовывается на фоне багрового неба. Идущие за князем воины тоже остановились в скорби.

Не радость победы изобразил художник, но горечь и ужас любой битвы, цену, которую приходится платить за триумф. Николай Рерих показал скорбь полководца и воинства о погибших братьях. Выбранный сюжет подчеркивает особенности чуткой души русского человека, умеющего жалеть и сострадать.

Жанр произведения — исторический. Сюжет картины основан на историческом событии — сражении 1242 года под названием «Ледовое побоище». Эта была битва князя Александра Невского с немецким войском, рыцарями, во главе которых стоял магистр Ливонского ордена. Рыцари потерпели полное поражение, многие ушли под лёд. В результате русской победы немцы отказались от притязаний на Псковские и Новгородские земли.

Композиция картины многофигурная, диагональная: действие развивается справа налево, по склону.

На переднем плане в синем снегу лежат окоченевшие тела поверженных псов-рыцарей в доспехах, со щитами. Здесь же мечи, секиры, труп лошади… Битва окончена.

В центре композиции — князь Александр Ярославович, спускающийся по крутому берегу со своей дружиной. Немного опередив князя, один из дружинников развернулся корпусом к Александру и товарищам. Он остановил коня у тела русского воина, лежащего на красном плаще, широко раскинув руки и запрокинув открытое лицо (лица рыцарей спрятаны в шлемах с забралом). Князь смотрит на него, печально склонив голову. Он скорбит о погибшем и обо всех павших боевых товарищах.

Задний план — золотистое небо в стремительных тучах цвета крови. Похоже, небо отразило кровавую битву на Чудском озере. Радость победы всегда сочетается с горечью кровопролитья, скорбью утрат.

Цветовая палитра построена на контрасте холодных голубовато-фиолетовых и тёплых золотисто-оранжево-красных тонов. Такое сочетание подчёркивает драматизм события. Победа далась тяжёлой ценой. Алый и оранжевый отсвет неба падает на дружину князя, убитых, снежный покров.

Свет закатного неба, золотящегося между алых туч, ложится на заснеженный берег, четкие фиолетовые тени обозначают рельефность крутого спуска к озеру. Великий день Ледового побоища клонится к закату. Свет в картине не передаёт ликования победы, в нём чувствуется напряжение, суровость и неотвратимость свершившегося.

Идея произведения, отразившего ключевое событие русской истории, — предостережение всякому, кто, по словам Невского, придет с мечом на Русь. Художник изобразил исторический факт возмездия, чтобы поднять патриотический дух русских людей в тяжёлый 1942 год войны, поддержать их напоминанием о победах великих предков.

Работа Н.К. Рериха «Александр Невский» («Русская война»), к сожалению, хранится не в России, а в Индии (Бангалор), в частном собрании Х. К. Кеджривала. Но в России знают эту картину, отдают должное силе изображения и благородному порыву художника в создании этого полотна.