Агни Йога – учение, сочетающее в себе черты восточных учений с некоторыми чертами учений чисто западных, его также называют «Живая этика». Создано оно было женой Рериха, сам он принимал участие в создании, помогал писать книгу, и картина «Агни Йога» выражает то, что чем это учение было для художника. А было оно светом во тьме, путеводным маяком в бушующим угрожающем мире.
На картине Николая Рериха Агни Йога изображены горы – любимый мотив Рериха, который всю жизнь воспевал именно их, поиски Шамбалы и вечную непреходящую красоту. Небо над ними переливчатое, от желтого к темно-синему, острый пик царапает его вершиной, но не может порвать. На одинокой скале, вознесенной над миром, стоит женщина (натурщицей для неё служила жена Рериха, Елена, что довольно символично).
На ней восточного вида одежды, ниспадающие до самых пят, волосы убраны в высокую прическу, вызывающую воспоминания о Японии или Китае. Одну руку – правую, а значит, в ней истина – она держит вытянутой перед собой, и над раскрытой ладонью горит белый огонь, пламя Знания и Высшего смысла.
Огонь является центром картины, он сразу привлекает к себе внимание зрителя. Одинокая женщина на картине хочет с помощью огня донести до мира свет и знания, она является ориентиром и путеводной звездой для всех заблудших душ. Смотря на картину, хочется протянуть руку и взять у нее горящее пламя, чтобы потом передать этот символ вечной мудрости от человека к человеку. Картина выполнена в синих тонах и лишь в центре, рядом с пламенем, присутствуют желтые краски. В платье женщины присутствует желтый орнамент, небо на фоне огня играет желтыми красками. Рерих таким способом хотел показать, что женщина, несущая пламя, несет и рассвет новой жизни. Женщину на картине окружает холод гор, она совсем одна стоит на скале, возвышаясь над холодным и безучастным миром. С ней только горы и огонь, символ всего сущего. Она протягивает руку, хочет передать его нам вместе с истиной, которую он заключает. И воспользоваться этим знанием или нет – это выбор каждого человека, любующегося творчеством Николая Рериха.
Картина написана так, что женщина сходна с путеводной звездой или маяком, одиноко застывшим на скале. Все вокруг неё выполнено в холодных тонах, синее, серое, фиолетовое, и сама она такая же – холодная, отстраненная, и даже пламя в её руке не алое или желтое, а белое. Оно может осветить, но не может согреть, и не такова ли на самом деле истина – она не придаст жизни тепла, она лишь осветит её и укажет, куда следует идти дальше. Только тонкая полоска желтого на горизонте, в вышине быстро темнеющая, представляется надеждой на рассвет, который придет рано или поздно.
Женщина стоит в холодном, мутном, тоскливом мире, и вместе с белым пламенем над её ладонью готовится подняться над миром сияющее солнце, которое осветит и согреет его светом Высшей Правды.







