Начав с написания портретов, Николай Неврев перешел к историческому жанру. К нему относится и картина «Опричники», отображающая момент перед нанесением ранения Федорову-Челяднину.
Боярин ранее был очень близок к царю и оказывал на него огромное влияние. Однако, несмотря на то, что Федоров был прекрасным воеводой и никогда не участвовал в дворцовых заговорах, после введения опричнины он начал терять благосклонность и уважение царя.
Дело дошло до того, что Грозный заподозрил боярина в измене и приказал насильно переодеть его в царские одежды и посадить на трон. После чего царь преклонил колено перед слугой, а затем нанес серьезный удар кинжалом, который прятал за спиной.
На полотне ярко выделяется фигура Грозного в богато расшитых драгоценностями одеждах.
Именно на него падает свет, позволяя увидеть бескрайнюю злобу и ненависть на лице правителя. Он вынес руку с кинжалом назад, приготовившись нанести первый удар. Федоров сидит на троне напротив царя, в тени, что мешает прочитать его эмоции. В руках у боярина находятся держава и скипетр, на голове – шапка Мономаха.
Серые тона подчеркивают его смирение с ситуацией, готовность принять горькую незаслуженную смерть. Опричники, стоящие поблизости Грозного, склоняют перед ним головы, страшась еще больше разгневать. Стоящие сзади же, открыто смеются над несчастным боярином, ставшим некой безвольной куклой во власти царя.
У художника отлично получилось передать драматизм момента и двойственную атмосферу: ярость и насмешку со стороны высшей власти и обреченность, нежелание проявлять слабость со стороны преданного слуги. На холсте четко проработаны все мельчайшие детали: одежда, выражения лиц, падающий свет и тени. Такое детальное изображение лишь подчеркивает уровень мастерства Неврева. Размеры картины – 104х152 см, она хранится в Государственном музее изобразительных искусств, в Бишкеке.