На своей картине «Соперницы» Н. А. Касаткин изображает зимний деревенский пейзаж. В центре произведения – две молодые девушки. Они идут с коромыслами за водой по протоптанной небольшой дорожке. Вокруг бесконечные сугробы снега. Судя по авторскому названию картины, они соперничают между собой по поводу того, кто быстрее наберёт воду и донесёт ее, не расплескавши.
На самом деле, эти девушки подруги, но им захотелось немного посоревноваться. Обе девушки одеты достаточно ярко. Одна из них, держащая коромысло на правом плече одета просторный чёрный полушубок, расклешённый к низу. Из под него выглядывает подол тёмной юбки и жёлтого расписного передника. На голове у девушки плотно завязана красная косынка. Другая девушка что-то говорит первой, упёрши одну руку в бок.
Судя по её пронзительному и заискивающему взгляду, она, возможно, говорит подруге: «Спорим, что я первая доберусь до колодца?». На ней надет тёмно-синий платок, а её полушубок украшает толстый ворот из натурального меха, и рукава тоже пушистой полосой обшиты мехом. Снизу полушубка просматривается белое платье с розовыми цветами и поверх него красный передник.
Позади девушек с одной и другой стороны стройными рядами возвышаются деревянные дома. Крыши избушек мягким покрывалом свежего снега. Казалось бы, деревня необитаема и полностью безлюдна, если бы не стоял молодой парень возле одной из избушек, да ещё несколько людей позади девушек…
На втором плане картины шикарное зимнее небо – чистое и насыщенное. Чувствуется тишина и морозность снежного утра, когда нет ветра и только хруст снега под ногами нарушает тишину. Деревня как бы замерла в этом красивом белом оформлении, под мягким и воздушным белым одеялом. Второй план картины передаёт необычайную красоту русской деревни зимой, её неповторимый колорит и атмосферу.
Персонажи картины, находящиеся на втором плане, показывают зрителю, что несмотря на эту торжественную снежную красоту жизнь деревни идёт своим чередом. Кто-то вышел пообщаться на морозном свежем воздухе, кто-то катит бочонок за водой, кто-то оставил обледеневший бочонок на санках и отвлёкся на другие дела.
В общем жизнь кипит, несмотря на кажущуюся безлюдность улицы в настоящий момент. Об оживлённости в русской деревне говорят хорошо натоптанные дорожки на свежевыпавшем снеге.
Ну а первый план картины увенчали две ярких представительницы русской деревенской молодёжи и чуть в отдалении от них, за их спинами стоит молодой человек. Что нам хотел показать мастер? Художник показал две абсолютных противоположности характера русских девушек.
Наличие молодого интересного парня с ними рядом явно говорит о соперничестве относительно именно этого парня. Девушка справа скромная и робкая представительница прекрасного пола. Она, проходя мимо предмета своего обожания, опустила глазки в землю.
О её кротком нраве говорит и её одежда – скромные тёмные оттенки, линии одежды прямые и не выделяющиеся. И рядом с ней, вся искрящаяся задором и жизнерадостностью, её соперница на право быть первой, на кого обратит внимание парень у околицы. Её образ очень говорящий.
Само её расположение – она собой закрывает соперницу и даже руку отставила, чтобы обзор у парня был меньше. Рука, подпирающая бок, говорит сопернице: “Даже и не надейся, шансов у тебя нет”. Она вся пышет напором и энергией.
О её характере говорит и одежда: белая юбочка, красненький передник. Чистые и яркие краски говорят о желании выделиться, обратить на себя внимание и синий платок, скорей всего подобран под цвет глаз. Даже форма воротника на полушубке нестандартная – не как у всех. И нога на полшага впереди говорит о её всегда дальновидных действиях. Активная, наглая, уверенная. В то время как первая скромная и стеснительная тихоня.