Анализ картины Николая Пимоненко Жертва фанатизма - Анализ картин
Анализ картины Николая Пимоненко Жертва фанатизма

Анализ картины Николая Пимоненко Жертва фанатизма

В основу сюжета этой картины легла реальная история о любви девушки-еврейки к парню иной национальности, за что она была жестока избита своей общиной.

На картине изображены мрачные сумерки. На небе тяжелые тучи, вороны кружат над этим местом. Вся окружающая обстановка угнетает зрителя. Видно, что художник старательно изображал мрачный пейзаж для полноты образа.

Девушка стоит, прижавшись к забору. Заметно, что она убегала, что за ней гнались. Но вот она уже в тупике и отступать ей некуда. Разгневанная толпа настигла несчастную девушку. Жители деревни набросились на юную влюбленную кто с чем: кто-то сжимает в руках палки, а кто-то сжал кулаки. Удары сыплются на несчастную: она и не пытается сопротивляться, одной с толпой ей не справится.

Не все жители деревни стремятся сжить девушку. Есть некоторые соседи, которые просят толпу одуматься. На переднем плане четко видно пожилую женщину, которая всеми просит одуматься молодого мужчину, который размахивается на нее палкой.

Справа сидит мать девушки. Она присела на землю и закрыла лицо от боли и стыда руками. Он повернута спиной к дочери, она не хочет видеть происходящего. Рядом с ней стоит ее муж, отец несчастной девушки. Он смотрит на происходящее с ужасом, протянул руку к толпе, чтобы остановить их от этого поступка. Но на отца никто не обращает внимания: толпа жаждет расправы.

Самое страшное в том, что поглядеть на расправу пришли и дети. Но никто из толпы разъяренных жителей общины не стремится увести детей отсюда – все либо очень заняты, либо считают, что такое событие вполне обычно и нормально и наблюдать за ним пойдет детям лишь на пользу.

Нетрудно догадаться, что было потом. Увы, но избежать расправы девушке удалось вряд ли. Разъяренные, разгневанные люди посчитали ее дерзкий поступок своим личным оскорблением, за что несчастная и поплатилась.

На картине Николая Пимоненко Жертва фанатизма мы видим черноволосую девушку, прижавшуюся спиной к шаткому дощатому забору. Рубашка бедняжки разорвана, волосы растрепаны, на лице — ужас от осознания того, что в ее соседей, рядом с которыми прожита вся жизнь, вдруг вселились демоны.

Несколько мужчин в картузах — самые агрессивные — с воплями набрасываются на девушку. Их лица перекошены, искажены злобой, в руках у многих — палки. Рядом стоят две женщины, которые, качая головами, обсуждают «преступницу».

На переднем плане — мужчина в картузе и с палкой, который вот-вот собирается броситься на девушку, и старуха в платочке. Мужчина объясняет старухе, за что происходит экзекуция, та в ужасе схватилась за голову: «Надо же, какая негодница! Так ее! Покрепче дубьем приложи, милок!».

Еще несколько мужчин стоят слева, и как будто даже не обращают внимания на происходящее. Это, судя по всему, «лучшие люди города», старейшины местечка. Решают, как же поступить с девушкой «по закону», но, при этом, никак не препятствуют творящемуся беззаконию.

В правом углу картины мы видим пожилого мужчину, протянувшего руку к девушке, и сидящую на земле пожилую женщину. Женщина отвернулась от толпы, не в силах видеть, что происходит. Закрыв лицо руками, она горько плачет.

Но кто же эта девушка? Почему на нее набрасываются так жестоко? Первая мысль, приходящая на ум: мы видим расправу над представительницей первой древнейшей профессии. Однако, все обстоит совсем не так.

Сюжет «Жертвы фанатизма» Пимоненко почерпнул из прессы. Реальный случай — нападение членов иудейской общины на девушку, влюбившуюся в кузнеца-украинца и решившую перейти в христианство ради брака с ним, в свое время широко освещался в украинских газетах. Николая Корнильевича публикации взволновали настолько, что он отправился в Кременец, чтобы непосредственно на месте событий написать этюды.

Пазл сложился. Девушка — еврейка, принявшая ради любимого христианство. Увеличив изображение, мы можем разглядеть на ее шее православный крестик.

В разъяренной толпе есть мужчины в иудейской ритуальной одежде — талитах, тфилинах и кипах. Но большинство жителей местечка одеты обыденно, их участие в экзекуции не носит ритуального характера, а, скорее «за компанию». Примерно как у детей, которые носятся вокруг.

Пожилые мужчина и женщина справа — это родители девушки. Отец, поднявший вверх правую руку, отрекается от дочери.

В глубине картины мы видим стаю ворон, кружащую над темным лесом. На стаю ворон похожи и люди, набрасывающиеся на несчастную «отступницу».

Художнику мастерски удалось передать жутковатую атмосферу местечка, забитой, нищей провинции, в которой живут диковатые люди, готовые на самые жестокие поступки, но, при этом, прикрывающиеся религией.