Анализ картины Николая Неврева Смотрины - Русские художники
Анализ картины Николая Неврева Смотрины

Анализ картины Николая Неврева Смотрины

Замечательная работа русского художника Неврева «Смотрины» имеет и другое название – «Сватовство», которое демонстрирует обычай вступления в брак и связывания отношений с молодым человеком. Художник обращается к изображению не только интерьера, но и персонажей, каждый из которых выполняет свое предназначение.

На картине изображены обычные предметы быта – стул, на котором висит полотенце, диван полосатой расцветки. Все оттенки картины яркие, игристые, показывают яркое событие, которое происходит на картине. Демонстрируется день сватовства молодой девушки, которая надела розовое платье, сшитое из атласа.

Картина «Смотрины» была показана на XVII выставке Товарищества передвижников. Первоначально полотно было названо автором «Сватовство». Тема, впервые затронутая П. А. Федотовым («Сватовство майора» (1848), на полотне Неврева раскрывается по-иному. В розовом атласном платье сидит смущенная барышня, на которую пристально смотрит молодой человек, пытаясь разглядеть черты ее миловидного лица. На столе расставлены чашки с чаем, угощение, красуется начищенный до блеска самовар – все приготовлено рачительной хозяйкой к приходу гостей.

На заднем плане Неврев изобразил сцену беседы батюшки и матери молодой барышни, которые договариваются о будущей свадьбе. К подобному сюжету мастер уже обращался в картине «Воспитанница» (1867), представленной в коллекции музея. В 1860–1880-е годы сюжеты свадеб, сватовства, смотрин, шитья приданого привлекали русских художников – стоит вспомнить полотна В. М. Максимова, В. В. Пукирёва и многих других.

Картина Неврева «Смотрины» была высоко оценена публикой, и после появления на выставке ее большую репродукцию опубликовал популярный журнал «Нива».

Успех и слава сопутствовали мастеру не всегда. Он, как и многие художники-передвижники, охотно обращался к историческим сюжетам, но конкуренции с полотнами И. Е. Репина и В. И. Сурикова созданные Невревым произведения не выдерживали. Несмотря на активную творческую деятельность и участие в выставках, мастер страдал от забвения публики и сомнений в собственных творческих силах. Душевные колебания побудили Неврева прервать жизненный путь на 74-м году жизни.

В интерьере все обустроено и занимает свое место – самовар, который блестит и просит поскорее поведать ароматного чая за праздничным столом. Даже кафель печки блестит, видно, что хозяйка старалась перед приходом сватов. Дьякон и мать, которые видны на заднем плане, облачены в черный цвет одежды, тем самым художник стремился сконцентрировать внимание зрителя на молодую девушку и парня. Молодой человек открыто рассматривает девушку, пытаясь понять черты ее характера, а девушка в розовом платье, смущенно отвела взгляд, боясь посмотреть на своего суженного. Зритель сгорает от любопытства, чем же завершится судьба молодых людей, что же на самом деле решат старшие. Как видно на картине, девушка очень даже нравится молодому человеку и он этого не скрывает.

Наличие священника на картине символизирует о том, что люди той эпохи отдавали огромное значение церкви и их решению. Дьякон является посланником, который должен дать благословение паре. Возможно, что девушке не нравится молодой человек, однако, она не имеет право перечить старшим. На картине, художник попытался изобразить проблему этого обычая, который приводил к несчастливому браку.