За свою жизнь художник создал несколько портретов великого ученого, прозванного «князем гуманистов». Первый портрет Эразма Роттердамского он создал в возрасте 25 лет. Это изображение выполнено в очень сдержанной манере, которую современный человек обозначил бы как минималистскую. Мыслитель изображен в профиль, на фоне зеленовато-оливковой стены без каких бы то ни было деталей. Он в темном головном уборе, характерном для его эпохи, в свободном серовато-коричневом одеянии с пышным объемным черным воротником. Благодаря сдержанной цветовой гамме и минимальному количеству деталей все внимание зрителей сфокусировано на профиле Эразма и на его руках, украшенных несколькими драгоценными перстнями. Он занят – пишет один из своих философских трактатов, и кажется глубоко погруженным в свои мысли.
В этом же году мастер пишет еще один портрет Роттердамского, но совершенно другой по стилю и манере изображения. В нем нет сухости и скованности первой картины. Это богато декорированное полотно в глубоких, насыщенных красках. Сам мыслитель изображен в традиционной для портретов позе – в развороте в три четверти. Фоном служит уходящая в перспективу стена, украшенная бархатистой зеленой занавеской, деревянной резной полкой с несколькими книгами в ценных переплетах и со стеклянным прозрачным сосудом сверху.
С другой стороны контрастом к темному одеянию Эразма служит выполненная в два цвета богато декорированная колонна. На ней имеется рельеф, покрывающий не только капитель, но и все поверхности.
Портретируемый сидит со спокойным лицом и взглядом, направленным вдаль, положив руки на книгу – одно из своих сочинений. Мастер намерено выделяет его лицо и руки более светлыми, светящимися красками, так внимание зрителей фокусируется на самой личности философа.
Эразм Роттердамский одет в богатые, свободные одежды, пышно украшенные светлым, рыжеватым мехом. Как и большинство картин Гольбейна Младшего, эта также отличается тщательно выписанными деталями. Мех изображен настолько совершенно, что кажется, можно ощутить его мягкость и пушистость. Тоже самое относится ко всем деталям полотна – они скрупулезно, точно и четко написаны. В результате вся небольшая по размеру картина становится настоящим шедевром живописи. Считавшийся при жизни гениальным рисовальщиком, Гольбейн перенес свои уникальные навыки и в живописные полотна. Именно портреты сделали его знаменитым на многие века.
Ганс Гольбейн Младший – германский художник, живший в эпоху Северного Возрождения. Именно он стал первым изображать в своих полотнах светскую жизнь. Знают этого мастера кисти во всех странах мира. Об этом авторе узнали в начале шестнадцатого века. В это время он и его брат отправились в город Базель, который славился своей культурой и просветительством. Ганс знакомится с Эразмом Роттердамским. Это знаменитый ученый, которого называли «князем гуманистов». Он дает Гольбейну заказ на иллюстрирование своей книги. В это же время автор трудится над портретом ученого. Картина становится знаменитым и приносит автору славу. Новизной изображения стал отказ от привычного готического изображения. Оно преобладало в эту эпоху в Германии.
Но новому выстроена и пластическая моделировка, это позволяет, сразу же, определить руку художника, его стилистические особенности. Работа сама по себе не просто точная, а выполнена скрупулезно, сдержанно. Ничего надуманного, Эразм на этом полотне выглядит естественно. После этого портрета Гольбейна назвали мастером рисунка. Сначала он делал наброски самого портрета, прорисовывая каждую деталь. А живописную прорисовку оставлял напоследок. Эразм Роттердамский предстает перед нами живым человеком, полным спокойствия Благодаря портрету именитого ученого Гольбейн приобрел известность и мировую славу, он по праву считается самым важным его творением, относящимся к базельскому периоду. Сама специфика подачи была изобретена автором. Только реальное изображение человека, передающее характерные черты позирующего. Эмоции на портретах отсутствуют. Именно жанр портрета и стал той областью художественного изображения, в котором художник сумел реализоваться во всей своей красе.
Ганс Гольбейн Младший — немецкий живописец Северного Возрождения. Один из первых художников, который сделал упор на светские, а не религиозные сюжеты. Так, Гольбейн завоевал расположение публики не только на родине, но и за рубежом.
Расцвет его карьеры начался с 1515 года, когда он со своим братом переехал в Базель, культурный центр и университетский город. Это событие повлияло на его дальнейшую карьеру, потому что дало значительный толчок в развитии живописного таланта начаниющего художника. Познакомившись с
Эразмом Роттердамским, крупнейшим учёным, прозванным «князем гуманистов», Ганс Гольбейн получает свой первый большой заказ на книжную иллюстрацию.
Одновременно он пишет портрет Эразма Роттердамского, который мгновенно приносит ему славу. В этой картине он проявил себя как новатор, заведомо отказавшись от готической традиции письма, которая до этого момента преобладала в немецкой живописи XVI века. Живописное произведение мастера имеет характерную пластическую моделировку, поэтому его стилистику не спутаешь с другими авторами того периода. Первое, что приходит на ум, глядя на портрет учёного, это скрупулёзность, точность и сдержанность самого автора.
В портрете нет ни одного намёка на выдумку, настолько точно все прорисовано. Недаром Гольбейна называли мастером рисунка, а не живописи. Прежде чем браться за работу, он досконально прорисовывал портрет, наполняя его необходимыми деталями, а потом уже принимался за живописную прорисовку. На портрете художника лицо Эразма Роттердамского полно достоинства и спокойствия.
Это полотно стало одним из важнейших произведений базельского периода в его творчестве. Специфика передачи действительности свойственная только Гольбейну — реалистичность мастерства художника и отсутствие эмоциональной окраски у лиц портретируемых. Портретный жанр — та область живописи, где Гольбейн реализовался как художник.