Анализ картины Ганса Гольбейна Младшего Эразм Ротердамский - Мировые шедевры
Анализ картины Ганса Гольбейна Младшего Эразм Ротердамский

Анализ картины Ганса Гольбейна Младшего Эразм Ротердамский

За свою жизнь художник создал несколько портретов великого ученого, прозванного «князем гуманистов». Первый портрет Эразма Роттердамского он создал в возрасте 25 лет. Это изображение выполнено в очень сдержанной манере, которую современный человек обозначил бы как минималистскую. Мыслитель изображен в профиль, на фоне зеленовато-оливковой стены без каких бы то ни было деталей. Он в темном головном уборе, характерном для его эпохи, в свободном серовато-коричневом одеянии с пышным объемным черным воротником. Благодаря сдержанной цветовой гамме и минимальному количеству деталей все внимание зрителей сфокусировано на профиле Эразма и на его руках, украшенных несколькими драгоценными перстнями. Он занят – пишет один из своих философских трактатов, и кажется глубоко погруженным в свои мысли.

В этом же году мастер пишет еще один портрет Роттердамского, но совершенно другой по стилю и манере изображения. В нем нет сухости и скованности первой картины. Это богато декорированное полотно в глубоких, насыщенных красках. Сам мыслитель изображен в традиционной для портретов позе – в развороте в три четверти. Фоном служит уходящая в перспективу стена, украшенная бархатистой зеленой занавеской, деревянной резной полкой с несколькими книгами в ценных переплетах и со стеклянным прозрачным сосудом сверху.

С другой стороны контрастом к темному одеянию Эразма служит выполненная в два цвета богато декорированная колонна. На ней имеется рельеф, покрывающий не только капитель, но и все поверхности.

Портретируемый сидит со спокойным лицом и взглядом, направленным вдаль, положив руки на книгу – одно из своих сочинений. Мастер намерено выделяет его лицо и руки более светлыми, светящимися красками, так внимание зрителей фокусируется на самой личности философа.

Эразм Роттердамский одет в богатые, свободные одежды, пышно украшенные светлым, рыжеватым мехом. Как и большинство картин Гольбейна Младшего, эта также отличается тщательно выписанными деталями. Мех изображен настолько совершенно, что кажется, можно ощутить его мягкость и пушистость. Тоже самое относится ко всем деталям полотна – они скрупулезно, точно и четко написаны. В результате вся небольшая по размеру картина становится настоящим шедевром живописи. Считавшийся при жизни гениальным рисовальщиком, Гольбейн перенес свои уникальные навыки и в живописные полотна. Именно портреты сделали его знаменитым на многие века.

Ганс Гольбейн Младший – германский художник, живший в эпоху Северного Возрождения. Именно он стал первым изображать в своих полотнах светскую жизнь. Знают этого мастера кисти во всех странах мира. Об этом авторе узнали в начале шестнадцатого века. В это время он и его брат отправились в город Базель, который славился своей культурой и просветительством. Ганс знакомится с Эразмом Роттердамским. Это знаменитый ученый, которого называли «князем гуманистов». Он дает Гольбейну заказ на иллюстрирование своей книги. В это же время автор трудится над портретом ученого. Картина становится знаменитым и приносит автору славу. Новизной изображения стал отказ от привычного готического изображения. Оно преобладало в эту эпоху в Германии.

Но новому выстроена и пластическая моделировка, это позволяет, сразу же, определить руку художника, его стилистические особенности. Работа сама по себе не просто точная, а выполнена скрупулезно, сдержанно. Ничего надуманного, Эразм на этом полотне выглядит естественно. После этого портрета Гольбейна назвали мастером рисунка. Сначала он делал наброски самого портрета, прорисовывая каждую деталь. А живописную прорисовку оставлял напоследок. Эразм Роттердамский предстает перед нами живым человеком, полным спокойствия Благодаря портрету именитого ученого Гольбейн приобрел известность и мировую славу, он по праву считается самым важным его творением, относящимся к базельскому периоду. Сама специфика подачи была изобретена автором. Только реальное изображение человека, передающее характерные черты позирующего. Эмоции на портретах отсутствуют. Именно жанр портрета и стал той областью художественного изображения, в котором художник сумел реализоваться во всей своей красе.

Ганс Гольбейн Младший — немецкий живописец Северного Возрождения. Один из первых художников, который сделал упор на светские, а не религиозные сюжеты. Так, Гольбейн завоевал расположение публики не только на родине, но и за рубежом.

Расцвет его карьеры начался с 1515 года, когда он со своим братом переехал в Базель, культурный центр и университетский город. Это событие повлияло на его дальнейшую карьеру, потому что дало значительный толчок в развитии живописного таланта начаниющего художника. Познакомившись с

Эразмом Роттердамским, крупнейшим учёным, прозванным «князем гуманистов», Ганс Гольбейн получает свой первый большой заказ на книжную иллюстрацию.

Одновременно он пишет портрет Эразма Роттердамского, который мгновенно приносит ему славу. В этой картине он проявил себя как новатор, заведомо отказавшись от готической традиции письма, которая до этого момента преобладала в немецкой живописи XVI века. Живописное произведение мастера имеет характерную пластическую моделировку, поэтому его стилистику не спутаешь с другими авторами того периода. Первое, что приходит на ум, глядя на портрет учёного, это скрупулёзность, точность и сдержанность самого автора.

В портрете нет ни одного намёка на выдумку, настолько точно все прорисовано. Недаром Гольбейна называли мастером рисунка, а не живописи. Прежде чем браться за работу, он досконально прорисовывал портрет, наполняя его необходимыми деталями, а потом уже принимался за живописную прорисовку. На портрете художника лицо Эразма Роттердамского полно достоинства и спокойствия.

Это полотно стало одним из важнейших произведений базельского периода в его творчестве. Специфика передачи действительности свойственная только Гольбейну — реалистичность мастерства художника и отсутствие эмоциональной окраски у лиц портретируемых. Портретный жанр — та область живописи, где Гольбейн реализовался как художник.