Анализ картины Микеланджело Буанарроти Жертвоприношение Ноя - Микеланджело Буанарроти
Анализ картины Микеланджело Буанарроти Жертвоприношение Ноя

Анализ картины Микеланджело Буанарроти Жертвоприношение Ноя

Микеланджело пренебрег хронологической последовательностью, поскольку «Опьянение Ноя» должно было быть после «Потопа». Вместо этого, Ной спящий и осмеянный сыном — первая фреска, которую видит входящий, поскольку входят в капеллу через восточную дверь.

Микеланджело Буанорроти в последний год своей работы в капелле написал замечательную фреску «Жертвоприношение Ноя». Образы этого творения передают зрителю скорбные трагические ноты всего происходящего.

Потрясенный большим количеством жертв в бурных потоках воды Всемирного потопа, переполненный чувством благородности за свое спасение, Ной с родным семейством спешит принести жертву Господу Богу. Если в персонажах, которые помещены в распалубках, ощущается настроение покоя, тихой печали, созерцательности, то в люнетах герои охвачены беспокойством, тревогой. Состояние покоя резко переходит в оцепенение и застылость.

В написание предков Христа, где казалось бы были уместны чувства родственной близости и внутренней солидарности, Микеланджело передал зрителю абсолютно другие переживания.

Одна часть участников этой сцены охвачены холодным равнодушием, другая часть испытывает чувства взаимной отчужденности, откровенной вражды и недоверия. В некоторых персонажах, например, матери с ребенком и старика с посохом, скорбь плавно заменяется трагическим отчаянием.

Благодаря всем стараниям Ноя, Бог обещал ему больше не наказывать, таким образом, человечество. Отныне земля будет сбережена для огня.

И устроил Ной жертвоприношение Господу; и взял он из каждого скота самого чистого и из птиц всех – чистых и принес он их во всесожжение на жертвеннике.

И ощутил Господь приятное благоухание, после чего сказал он в сердце Своем: никогда я не буду больше проклинать всю землю за человека, потому что замыслы сердца человеческого – зло от молодости и глупости его; и не буду больше поражать все живущее, как Я сделал до этого: отныне и во все дни земли жатва и сеяние, зной и холод, зима и лето, ночь и день не прекратятся.

Но спящий Патриарх, конечно, был помещен в конце первого ряда фресок с серьёзными основаниями. Животный сон пьяного, напоминающего Римского речного бога, Ноя, выбранного Богом, чтобы пережить Наводнение и гарантировать выживание человечества, показывает не передозировку вина, а потерю духовной памяти, гипнотический сон человека, не обращающего внимания на его происхождение и заветы Господа.

Сын, высмеявший его, не понимает что творит и как это отразится на его судьбе. Преданность и благочестие Ноя умиротворяют Бога. Для его пользы Всевышный решил простить человечество. Если сыновья дразнят отца, это — их собственный позор, не его; это — падение и непреклонная судьба , которую люди в их слепоте не видят, не понимают.

Сцена занимает маленькую область между четырьмя обнажёнными юношами.

Библейская история

Сыновья Ноя, вышедшие с ним из ковчега, были Сим, Хам и Иафет.

Ной стал возделывать землю и насадил виноградник. Когда из виноградного сока сделал вино и попробовал его, то опьянел, потому что еще не знал силы вина, и раскрывшись, лежал обнаженным в шатре своем. Это увидел сын его Хам, он непочтительно отнесся к отцу своему, пошел и рассказал об этом своим братьям. Сим же и Иафет взяли одежду, подошли к отцу так, чтобы не видеть его наготу, и покрыли его.

Когда Ной проснулся и узнал о поступке своего меньшего сына Хама, то осудил и проклял его, и сказал, что потомки его будут в рабстве у потомков его братьев. А Сима и Иафета он благословил и предсказал, что в потомстве Сима сохранится истинная вера, а потомки Иафета распространятся по земле и примут истинную веру от потомков Сима.

Ной прожил 950 лет, он был последний, достигший такой глубокой старости. После него силы человеческие стали оскудевать, и люди могли доживать только до 400 лет. Но и при такой все еще долголетней жизни люди быстро размножались.

Все, что предсказал Ной своим сыновьям, в точности исполнилось. Потомки Сима называются семиты, к ним относится, в первую очередь, народ еврейский, в нем одном сохранялась вера в истинного Бога.

Потомки Иафета называются иафетиды, к ним относятся народы, населяющие Европу, которые и приняли от евреев веру в истинного Бога.

Потомки Xама называются хамиты; к ним относятся ханаанские племена, первоначально населявшие Палестину, многие народы Африки и других стран. Хамиты всегда были в подчинении у других народов, а некоторые и до сего времени остаются дикарями.