Анализ картины Микеланджело Буанарроти Обращение Савла - Микеланджело Буанарроти
Анализ картины Микеланджело Буанарроти Обращение Савла

Анализ картины Микеланджело Буанарроти Обращение Савла

Произведение «Обращение Савла» принадлежит перу итальянского художника Микеланджело Меризи да Караваджо и написано в эпоху Раннего Нового времени (1601 год). Полотно создавалось художником по специальному заказу для церкви Санта-Мария дель Пополо.

Первая часть показывает Иисуса Христа, направляющего праведный огонь на отряд Савла. Он окружен полуобнаженными ангелами, которые либо рассматривают его действие, либо удаляются по поручениям. Некоторые из них имеют на теле алые плащи, другие – зеленые и бирюзовые платья.

Вторая часть картины отображает небольшой отряд, посреди которого лежит сам Савл. Удар Иисуса выбивает его из седла, и он падает на землю. Его воины разбредаются кто куда. Некоторые пытаются ему помочь.

Савл – известный гонитель христиан. Его цель была заключена в сборе мощного отряда, который выгонит всех христиан со своей земли. Савл был беспощаден, и уничтожал целые поселения праведных людей. Но однажды, в одном из своих походов он получил сокрушительный удар по голове. Поблизости не было никого. Но после он понял, что происходит, так как сверху раздался голос Иисуса.

На картине мы видим удивленного Савла, устремившего свой взор ввысь. На него с небес смотрит Иисус, по бокам которого находятся ангелы. Лицо Иисуса выражает гнев, а движения направлены на полное уничтожение отряда. Но все-таки, он дает Савлу шанс.

Отряд Савла разбредается кто куда. По удивленным лицам, изображенными Микеланджело, кажется, что они не понимают, что происходит. Один из верных воинов Савла схватил щит и направил его вверх, дабы прикрыть своего командира. Какая-то часть отряда спасается бегством. Не оборачиваясь, они бегут в сторону от происходящего.

Сюжет переносит зрителя к периоду жизни известного библейского персонажа — апостола Павла (чье еврейское имя – Савл), одного из ближайших учеников Иисуса, который и является главным героем представленного сюжета. Автору удается показать переломный момент жизни Савла, как раз тот самый момент, когда он прощается с прошлой жизнью и следует дальше, но уже путем праведным, под именем Павла.

Ярому гонителю христиан Савлу является сам Иисус Христос, разговор с которым вызвал падение с лошади, представленное на полотне. Это и есть обращение Савла — обращение его в христианскую веру и отказ от предыдущего образа жизни.

Крупным планом на картине изображена лошадь, на которой путешествовал Савл. За поводья ее удерживает простолюдин: босые ноги, изнеможённое, покрытое морщинами лицо, выдают его происхождение.

Однако центральную часть сюжета занимает Савл. Упав с лошади, он лежит, простирая руки к небесам. Художнику удалось донести до зрителя религиозность, которой буквально пронизано полотно. Глаза Савла закрыты, однако весь образ его говорит о том, что он видит. По левую руку упавшего лежит его меч – символ гонения христиан, который после видения, вероятно, так и не будет поднят.

Долгое время картина Караваджо не находила признания и сталкивалась с морем критики современников. Критике, в частности, подвергался тот факт, что в центре картины изображена лошадь, у ног которой распростерлось тело апостола, что согласно одной из точек зрения, не придает картине религиозности.

Однако, глядя на картину сейчас, можно уверенно сказать, что взгляд Караваджо на религиозные вещи в некотором смысле намного опережал свою эпоху, став одним из первых представителей реализма в живописи.