Анализ картины Микеланджело Буанарроти Святое семейство - Микеланджело Буанарроти
Анализ картины Микеланджело Буанарроти Святое семейство

Анализ картины Микеланджело Буанарроти Святое семейство

Микеланджело – один из величайших мастеров эпохи Возрождения. Скульптор прежде всего, он также занимался живописью, писал стихи, был известным мыслителем своего времени.

Говоря о его предках, упоминают месира Симоне, графа ди Каносса, однако документальных подтверждений такого происхождения нет и сейчас оно представляется сомнительном. Во времена же жизни Микеланджело, здравствовавший тогда граф ди Каносса признавал его уважаемым родственником и часто приглашал к себе.

Тондо – круглая по форме картина, получившая широкое распространение во Флоренции в эпоху Возрождения. Высота «Святого семейства» немногим больше ее ширины – то есть не совсем корректно относить форму этого произведения к тонде. «Святое семейство» – единственная из завершенных и дошедших до нашего времени картин Микеланджело, выполненных на дереве.

Считается, что «Тондо Дони» — единственная сохранившаяся картина, написанная Микеланджело самостоятельно, без помощи помощников. В отличие от его «Манчестерской Мадонны» и «Погребения» (обе — Национальная галерея, Лондон), атрибуция ее никогда не подвергалась сомнению.

Аньоло Дони, процветающий флорентийский ткач, заказал картину к своей свадьбе. Вероятно, работа была начала после женитьбы Дони, состоявшейся в начале XVI столетия, а завершена до того, как в 1508 году Микеланджело приступил к росписям Сикстинской капеллы.

На картине – изображение Святого Семейства (младенец Иисус, Мария, Иосиф). Их фигуры словно переплетены между собой. Женская рука облокотилась на колено Иосифа, пальцы младенца вцепились в волосы матери. Странным способом Иосиф передает ребенка Марии, сидящей на земле – через правое плечо. Бытует мнение, что художник обыграл в этом жесте имя заказчика (ит. «Donare» — давать, «Doni» — дарить). На Иисуса обратили свои взгляды трое – любящая мать, Иосиф и помещенный чуть поодаль, согласно тосканской традиции, Иоанн Креститель.

Многослойная манера письма «канджианте» была разработана художником как один из вариантов живописной техники сфумато. Изображение принимает глубину и перспективу не из-за максимального сглаживания переходов, а за счет цветового контраста. Таким образом, работа над образом Святого семейства предвосхитила технику, которой Микеланджело будет пользоваться при работе над потолком Сикстинской капеллы.

Группа на переднем плане выделена не только с помощью цвета. Складки драпировки резко смоделированы, они выглядят застывшими, в меньшей степени похожие на ткани, больше – на скульптуры, застывшие в камне.

Масса загадок сопутствует этому произведению. До сих пор не ясен смысл расположенных на заднем фоне обнаженных юношей. Существуют несколько версий, часто совершенно противоположных: одни считают их фигурами ангелов, другие – символом языческого мироощущения. Кто-то из молодых людей, изображенных в глубине картины, облокотился на камни, кто-то — сидит на них. Очертания камней могут быть связаны с лунным полумесяцем, присутствующим в виде родового герба на плаще Маддалены Строцци, жены Аньоло Дони.

Так и в «Мадонне Дони» или «Тондо Дони» (тондо — круглая по форме картина или рельеф) фигуры Мадонны, Христа, святого Иосифа, святого Иоанна Крестителя и юношей на заднем плане выписаны именно рельефно, скульптурно. Впрочем, эта особенность отличала всю живописную школу Тосканы от, например, венецианской. Центральная группа напоминает скульптурную композицию: она компактна, и создается впечатление, что ее можно обойти со всех сторон и рассмотреть. В этом произведении чувствуется и мышление архитектора, настолько все изображенное устойчиво и надежно «закреплено» в пространстве.

Живопись картины напоминает монументальную, подобную тем фрескам, что Микеланджело выполнил на потолке Сикстинской капеллы в 1508-1512. Фигуры персонажей и складки драпировок «Мадонны Дони» лапидарны, то есть рассчитаны на дальний обзор. Поза Богоматери так же сложна, как и у сикстинских персонажей, словно предназначенная вторить пластике некой архитектуры. А своей пространственной композицией, уходящей в глубину, тондо похоже на расписной потолочный плафон.

Почти посередине картину проходит горизонтальная линия, выдвигающая группу участников на первый план и отделяющая ее от персонажей на заднем. Она – воплощение идеи закрытого сада, часто символизировавшего непорочность Марии.

Считается, что оригинальная, богато украшенная резьбой рама начала XVI века, также была задумана самим Микеланджело. На ней – переплетение голов, львов, полумесяцев, цветов. На равном расстоянии друг от друга помещены пять голов. Подобно фигурам на заднем плане, значение этих годов — предмет многочисленных споров.

Микеланджело были приятны религиозные темы. Воспитывался он в семье кормилицы, и обращаться с мягкой глиной научился едва ли не раньше, чем ходить. Его скульптуры признаются шедеврами, но «Святое семейство» – картина. Одна из немногих его картин.

Очевидно, что писал её скульптор. Вписанные в круг Мария, Иосиф и маленький Христос образуют так называемую «винтовую композицию», притягивая к себе все внимание. Выглядят они вполне традиционно – Иосиф бородат, Христос кудряв, Мария кажется милосердной и тянется к сыну – и нетрадиционны только обнаженные фигуры на втором плане.

В эпоху, когда любая телесность порицалось, а любое потакание нуждам тела называлось грехом, их изображение было ходом смелым. Но, как ни странно, современники его оценили – в эпоху Ренессанса было не такой уж дикостью наличие обнаженной свиты, пусть оно и шло вразрез с традициями иконописи.

В мускулах и коже тел обнаженных людей особенно хорошо видно, насколько тактильным, естественным для скульптора было восприятие Микеланджело. Умея вылепить мышцы, человеческое тело во всей его красе, он и пишет, как лепит – рельефно, со знанием дела, воспевая мимоходом жизненность и красоту.

Его работа – игра с телесностью, удержание на тонкой грани между христианской святостью и языческой возвышенностью.