Анализ картины Микеланджело Буанарроти Эритрейская сивилла - Микеланджело Буанарроти
Анализ картины Микеланджело Буанарроти Эритрейская сивилла

Анализ картины Микеланджело Буанарроти Эритрейская сивилла

Пятая сивилла – это Эритрея. По-другому ее называли Герофила. Ее родителями были Лами и Апполон. Она не раз упоминается в книгах Моисея. Эта сивилла предсказала грекам Троянскую войну, что город Троя будет захвачен, судьбу Энея, известного основателя Рима, будущее его потомков и пришествие Христа.

Называется свила Эритреей, потому что она родилась в селении Эритрон. У нее было много имен, все ее называли по-разному: Сицилийской, Сардинской, Гергифой, Родосской, Ливийской, Левкадской и даже Самией. Существовала она за 483 года до того как взяли Трою. Она прожила более 1000 лет.

Эритрея, известная еще и как Герофила, является, согласно античной мифологии, пятой среди Сивилл. Имеет сугубо божественное происхождение: она родилась от союза бога Аполлона и дочери Зевса Ламии. Имя получила по названию селения Эритрон, где, согласно легендам, появилась на свет. Прожила она около тысячелетия, при этом не теряя ни юной красоты, ни острого ума. Умерла героиня легенд ровно за 483 года до начала войны за Трою.

Известна Сивилла тем, что с точностью предсказала судьбу Энея и его детей и внуков, Троянскую войну и ключевые ее события, а также — рождение Иисуса. Стоит отметить, что многие свои пророчества Эритрея изрекала в виде стихов или гимнов, многие из которых сохранились до наших дней. Гимны она пела сама, под аккомпанемент изобретенного ею же инструмента, который напоминал треугольную арфу.

Поэтому на родине она почитается еще и как женщина, много сделавшая для развития искусства. Благодаря явно связанным с христианством и очень точным пророчествам из мифов Эритрея перекочевала в Библию, например, она много раз упоминается в такой части Ветхого Завета как Книги Моисея. Что, в свою очередь, и привело к ее появлению на одной из фресок в рамках росписи Сикстинской капеллы. Микеланджело перед тем, как начать работу над фреской, изучил множество христианских и античных источников, посвященных этой предсказательнице.

На картине Микеланджело Буанарроти Эритрейская сивилла изображена листающей некую древнюю книгу, которую держит на вытянутой обнаженной руке. Поза девушки выражает одновременно характерную для Сивилл силу и женственность, нежность. Ее фигура хорошо видна, поза с закинутой одна на другую ногой — небрежно изящна. На лице Сивиллы воцарилось задумчивое выражение. За ее спиной тем временем зажигается светильник: символ мудрости и способности прорицать.

В своем творчестве Микеланджело удалось максимально точно передать образ этой цветущей и уравновешенной особы. Опирался он на всем известные факты о сивилле. Например, было известно, что она писала различные книги и пророчества о Боге, Сыне Божием, о Спасителе, о движение человеческих членов.

Также она сочинила много пророческих гимнов, стихов и изобрела инструмент треугольной формы, похожий на арфу. Не зря на своем фреске Микеланджело изобразил Эритрийскую сивиллу, перелистывающую страницы древнейшей книги, в таком ракурсе, чтобы любой смог заметить ее красоту, обворожительный взгляд и силу ее телосложения.

Историк Джорджо Вазари описал ее следующими словами: «. свою книгу сивилла держит подальше от себя и, положив ногу на ногу, собирается перелистнуть еще одну страницу, при этом она сосредоточенно обдумывает, о чем же написать дальше, в тот момент, когда стоящий позади нее пути разводит огонь, чтобы зажечь светильник. Фигура этой красавицы необычайна и по выражению лица, и по одежде; и по прическе; таковы же и ее обнаженные руки».