Анализ картины Микеланджело Буанарроти Мадонна Дони - Микеланджело Буанарроти
Анализ картины Микеланджело Буанарроти Мадонна Дони

Анализ картины Микеланджело Буанарроти Мадонна Дони

Собственно говоря, «Мадонна Дони»- единственный пример станковой живописи Микеланджело, который, как известно, к живописи относился прохладно и художником себя не считал, хотя и создал одно из величайших произведений в истории мировой живописи — фрески Сикстинской капеллы.

Зная, как нервничал и «психовал» Микеланджело, когда все-таки взялся расписывать Капеллу, поневоле вспоминаются слова другого великого Мастера — Эль Греко, который как-то сказал: «Хороший был человек Микеланджело, но рисовать, прости Господи, совсем не умел.» При всем уважении к покойным вообще и к Эль Греко в частности позволим себе не согласиться: «рисовать» Микеланджело все-таки умел, и еще как!

Но вернемся к нашему тондо. Считается, что «Мадонна Дони» была выполнена между 1503 и 1504 годами или, что более вероятно, в 1506 году. В наши дни эта уникальная вещь хранится в галерее Уффици во Флоренции (Италия) с оригинальной рамой, спроектированной самим Микеланджело.

Живописец создает творение в еще юном возрасте. Картина ярко иллюстрирует высказывание мастера о том, что полной совершенства может быть лишь живопись, которая максимально напоминает монументальную скульптуру. Невероятные извивы человеческих тел поражают и впечатляют одновременно.

Фигуры особенно массивны. Микеланджело использует специальную технику для того, чтобы усилить это ощущение до предела. Кожа персонажей картины невероятно гладкая. Она похожа на великолепный мрамор. Микеланджело использовал очень сочные краски.

Всю картину пронизывает символизм. Он усложнен и далеко не всегда можно его правильно понимать. Так, например, сложно интерпретировать фигуры мужчин, которых художник изобразил на заднем плане . Они обнажены. Горизонтальная полоса отделяет их от семейства. Искусствоведы пытаются по-разному интерпретировать эти фигуры. Некоторые уверены, что это язычники, которые ждут крещения. Другие проводят психоаналитические параллели с самим художником. Истинный смысл этой детали так и остается загадкой для нас.

Группа в центре похожа на композицию, созданную из скульптур. Она очень компактна. Создается полное впечатление, что ее можно рассматривать, обходя со всех сторон. Мы чувствуем, что Микеланджело мыслил, как истинный архитектор. Все персонажи четко закреплены в пространстве, а детали устойчивы.

При написании картины Макеланджело использовал темперу и масло. Нанося масло последовательными слоями от самого интенсивного до самого светлого оттенков, как его учили в юности, Микеланджело смог достичь цветового эффекта, который в корне отличался от создаваемых фламандскими художниками.

Фламандская школа в тот период исповедовала прямо противоположную масляную технику, начиная от светлых тонов и заканчивая самыми темными оттенками пигмента. Красочный эффект Микеланджело называется «кангианти» и является типичным для его живописного стиля.

Как мы уже сказали, «Мадонна Дони» — единственная картина на дереве, написанная Микеланджело за всю карьеру. Тондо было заказано был Аньоло Дони, богатым ткачом, в ознаменование его брака с Маддаленой Строцци, дочерью влиятельного банкира. Кстати, форма тондо тоже отнюдь не случайна — в эпоху Возрождения она ассоциировалось с браком.

Все центральное пространство картины занимают Дева Мария, Иосиф Обручник и Младенец Иисус, образующие живую и динамичную группу. Мария и Иосиф представляют Младенца зрителю, что может быть прямой отсылкой к имени заказчика произведения — Дони, что в переводе с итальянского означает «подарки», и служит дополнительным доказательством того, что картину заказал все-таки Дони.

За тремя главными персонажами, отделенными от второстепенных балюстрадой, просматривается слегка ошалевший мальчик в верблюжьей шкуре (маленький Иоанн Креститель), и группа игнуди (обнаженных мужских фигур). Вопрос, по какой причине и с какими целями Микеланджело решил добавить группу «Тарзанов с стиле ню» в сюжет картины, до сих пор остается открытым.

Привязать праздношатающихся голых мужичков к какому-нибудь подходящему библейскому эпизоду у искусствоведов пока никак не получается.

Тем не менее, ровно таких же неодетых бездельников можно наблюдать и в других работах, Микеланджело. включая знаменитый потолок Сикстинской капеллы. По мнению искусствоведов, это могут быть бескрылые ангелы — или, что более вероятно, ингуди призваны, представлять античную культуру, невероятно значимую для флорентийского и римского Возрождения.

Персонажей картины и вообще можно рассматривать как представителей последовательно сменяющих друг друга эпох в истории человека: ignudi представляют языческую цивилизацию до установления божественного закона (ante legem); Мария и Иосиф олицетворяют человечество древнееврейской эры (sub lege), в то время как Младенец Иисус призван символизировать человечество, защищенное божественной благодатью (sub gratia); А оставшийся «не у дел» малютка Иоанн Креститель является, таким образом, элементом перехода и союза между тремя периодами.

На коленях у Богородицы покоится книга, символизирующая богословскую деятельность информативно-доктринального характера, и напоминающая нам о том, что Дева Мария — привилегированная «наследница» слова Божьего, призванная распространять его среди человечества.

Следует отметить, с каким прекрасным знанием анатомии прописано тело Девы Марии. Благдаря фирменно технике Микеланджело а также замечательному знанию анатомических особенностей Богородица кажется объемной и рельефной, как если бы мы имели дело со скульптурой. Именно такое ощущение возникает с первого взгляда на оригинал работы, находящийся в Уффици — кажется, Микеланджело начал с красок, однако затем переключился на свой излюбленный материал — мрамор.