Анализ картины Михаила Врубеля Восточная сказка - Михаил Врубель
Анализ картины Михаила Врубеля Восточная сказка

Анализ картины Михаила Врубеля Восточная сказка

Михаил Врубель очень легко относился к своим эскизам и наброскам. Эта акварель была разорвана им после отказа Эмилии Праховой принять ее в дар. Но через несколько дней, получив назад бережно склеенные и сохраненные кусочки, художник восстановил картину, благодаря чему мы можем любоваться одной из его лучших ранних работ, написанных в Киеве.

На первый взгляд, это пестрое мозаичное полотно, в котором трудно сразу что-то распознать. Но стоит чуть внимательнее вглядеться и становится видно, как из сумрака шатра и разноцветья красок выступают лица и фигуры. Всего несколько персонажей детально выписаны мастером: внимательно смотрит на юную наложницу грозный шах в белоснежной чалме, украшенной пером цапли. Подперев голову рукой, с любопытством наблюдает за ней визирь, сидящий рядом. Восхищение написано на лице музыканта, сидящего слева. Но обжигает ревнивый и сердитый взгляд одной из красавиц гарема, обернувшейся к незнакомке.

Лунный свет голубым нежным сиянием окутывает прекрасную девушку, переливаясь на тяжелых украшениях. Чуть склоненная голова, тоненькая, изящная фигурка в богатых одеждах полна спокойствия и внутреннего достоинства.

Все вокруг дышит роскошью – великолепный узорный персидский ковер лежит на полу, многоцветные парчовые ткани свисают с потолка. Ярко пылает огонь в высоких чашах, освещая все вокруг теплым светом. Темный, почти черный цвет стен, растворяющихся в темноте, подчеркивает блеск драгоценных тканей, трепетную игру янтарных бликов низком золотом столике.

Неповторимая техника мастера – мелкие мазки, подходящие друг другу как кусочки мозаики, складываются в одно огромное панно, а четкие линии, строгие границы каждого фрагмента, придают изображению объем.

Насыщенные краски акварели создают иллюзию сказочных переливов драгоценных камней: бархатистые ярко-синие, сочные сумрачно-лиловые и фиолетовые, глубокие вишневые и густые бордовые оттенки гармонично сочетаются с живыми кремово-бежевыми, золотисто – желтыми, белоснежными и сине-зелеными цветами.

Чудесная, очень лиричная работа, наполненная мощной, позитивной энергией, она восхищает богатством палитры и дарит ощущение радости.

Картина написана по бумаге на картоне в 1886 году. Техника: акварель, белила, лак.

Врубель оставил нам большое живописное наследие, которое позволяет познать все мастерство автора. «Восточная сказка» – это по настоящему ювелирная работа, ведь все детали прописаны до мельчайших подробностей. Полотно завоевало большую популярность среди деятелей искусств.

Ее история создания заключалась в том, что Врубелю поступил заказ от киевского мецената. Работа для коллекционера Терещенко заняла у художника более года,

но, все же, он ее не закончил. Он получил деньги, а за то, что работа не выполнена, он сделал компенсацию заказчику в виде полотна «Девочка на фоне персидского ковра».

Сам сюжет «Восточной сказки» сформировался в мыслях Врубеля под впечатлением «Сказок Шехерезады», которые он услышал во французском исполнении в доме своих друзей Праховых. В этот момент на их полулежал роскошный персидский ковер, что дополнительно повлияло на будущее создание полотна. Врубель сделал акцент именно на чудесный, богатый ковер. Сюжет изображает сцену в шатре падишаха. Как известно, они веками имели традицию иметь много жен – гарем.

Картина Врубеля описывает событие, в котором главным героем является знатный хозяин шатра, с ним располагаются его многочисленные жены. Одна из них красива и смугла, ревниво смотрит на новую избранницу мужа, которая в свою очередь стеснительно опустила взор и стоит перед ними.

Чтобы точно прописать детали, художник использовал метод точеного нанесения. Полотно наполнено глубокими насыщенными цветами, которые создают эффект и блеск мозаики. Оно одновременно прекрасно, беспокойно и трагично, показывает богатство стран Востока и их суровые традиции.

Картина находится на хранении в Киевском музее русского искусства.