Анализ картины Михаила Врубеля Катанья. Сицилия - Михаил Врубель
Анализ картины Михаила Врубеля Катанья. Сицилия

Анализ картины Михаила Врубеля Катанья. Сицилия

Этюд «Катанья. Сицилия» был написан Михаилом Врубелем во время его поездки в Италию в марте – начале апреля 1894 года. Художник был, по его словам, «командирован» туда Саввой Мамонтовым для сопровождения его старшего сына Сергея на лечение. Путешественники жили в местечке Стурла близ Генуи. Возвращались они в Россию по морю через Неаполь, Бриндизи, Пирей, Афины и Константинополь. Во время этой поездки Врубель исполнил около 20 пейзажных этюдов. В творчестве художника пейзаж как самостоятельный жанр не занимает сколько-нибудь значительного места. Но море всегда увлекало его своей романтической изменчивостью, и он мастерски изображал его различные состояния. Это увлечение прослеживается в средиземноморских этюдах Врубеля. Среди них этюд «Катанья. Сицилия» отмечен динамичностью в изображении морского порта со множеством судов и их оснасткой, четко вырисовывающейся на фоне гор и неба.
В нем обращает на себя внимание «граненость» формы, подобная той, какую можно видеть в картинах художника. Он пишет свои этюды в столь же сложной технике, сочетая наложение краски кистевыми мазками и мастихином. Таким образом достигается особая «мозаичность» мазка, которой переданы в этюде вода, корабли, горы. Эта техника придает произведению особое богатство фактуры и трепетность. В «Катанье» она усиливается еще благодаря тому, что Врубель местами оставляет незакрашенными куски холста – например, вокруг мачт. В этой работе можно видеть также и своеобразное перенесение в масляную живопись приемов акварельной техники. Особенно это заметно в том, как написана вода: длинные мазки в изображении воды представляются по-акварельному прозрачными. Эта сложная смешанная техника с использованием кисти и мастихина, примененная Врубелем по отношению к этюду, предполагающему непосредственность и живость в восприятии пейзажного мотива, была новым словом для художника и влекла за собой привнесение в работу элементов декоративности.
Врубель стал для нашей страны одним из тех, чье творческое наследие стало культурным наследием России. Он мастерски и в полной мере владел графическими материалами.

 

Его картины упоминали великие русские деятели литературы. Но Врубель занял свою достойную творческую нишу не только в истории России, но и на мировом уровне. Врубель создал огромный цикл картин на демоническую тему. Но сам он был человеком тихим, низкого роста, со светлыми волосами. Ничего злого в его характере и внешнем виде не было.

Художник всю жизнь стремился к совершённому владению кистью. С годами он находил новые приемы, которые не были до него известны ни кому. Колорит его полотен поражает. Он писал не только сюжеты, связанные с нашей страной, но и полотна с пейзажами других государств. Особое влияние на него оказывала Италия и итальянцы.

Картина «Катанья. Сицилия» была создана именно под этим влиянием. На ней художник изобразил лодки в бухте. На острове Сицилия рядом с вулканом Этна располагается большой город Катания. Этот курорт, где десятилетиями люди могли проводить время на пляжах, путешествовать в море на лодках и кораблях. Врубель изобразил на своем полотне лодки, которые спустили паруса и стоят на отдыхе. Но совсем скоро они снова отправятся в путь по морской глади.

Работа выполнена с использованием смешения коричневых, белых, серых оттенков. Врубель не использовал привычный синий цвет для изображения моря и неба. Это делает его работу индивидуальной. Но, не смотря на использование не обычных оттенков, картина выглядит вполне реалистичной и глубокой, что доказывает еще раз мастерство художника.

Полотно находится на хранении в Государственной Третьяковской галерее.