Цветы привлекали Врубеля наряду с драгоценными коврами, роскошными коврами и старинными тканями. Эти живые драгоценности поражали художника особой пластической красотой, а также неисчерпаемым изобразительным потенциалом, который таился в них.
Когда художник еще жил в Киеве, тяжелое материальное положение заставило его давать частные уроки двум дамам, которые пожелали научиться рисовать акварелью. Устав от теоретических объяснений, художник просто-напросто показывал, как нужно рисовать цветы. Выбор последних в качестве объекта изображения объясняется тем, что одна из учениц, Наталья Мацнева, их некогда уже рисовала.
Всего Врубель изобразил около десятка цветов, очертание каждого из которых было неповторимым шедевром. Художник никогда не стремился к прорисовыванию деталей, однако это не помешало ему отыскать в таком достаточно банальном предмете, как цветы, нечто уникальное. Как и для Леонардо, для Врубеля не было недостойных изображения предметов. Единственным важным для художника фактором стала потенциальная неисчерпаемость форм предмета изображения.
Каждый цветок наделен у Врубеля индивидуальным характером. Так, орхидея, изображенная на одной из картин Врубеля, с неистовостью прорывается сквозь сумрачно-синий фон, что придает ей некой агрессивности. Напротив, шиповник, изображенный в «Полевых цветах», обращает внимание скромностью и незавершенностью – Врубель иногда бросал работу на полпути, если видел, что она уже исчерпала себя.
Эскиз «Лилия» был создан в период, когда частные уроки в Киеве уже были позади. Однако изображение цветка, которое замышлялось как часть витража, имеет все указанные выше особенности. Бесконечность – вот единственное слово, которое приходит в голову, когда смотришь на эту лилию. Богатство линий, переданных в свойственном символистам духе, открывает цветок с другой стороны, что только подтверждает талант Врубеля-живописца.