Анализ картины Михаила Врубеля Голова Демона - Михаил Врубель
Анализ картины Михаила Врубеля Голова Демона

Анализ картины Михаила Врубеля Голова Демона

Крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве, М. А. Врубель (1856-1910) был универсальным художником, создавшим произведения станковой живописи и монументальные росписи, превосходным рисовальщиком и скульптором, много работал в области декоративно-прикладного искусства. Главной темой творчества Врубеля в «московский период» стала тема Демона.

Позднее Бенуа вспоминал, что Врубель продолжал работать над образом демона даже после открытия выставки. По его словам, под кистью Врубеля демон на глазах менял свое обличье, и это производило впечатление реального противоборства художника-творца с падшим ангелом.

Демон Врубелю не давался, мастер переписывал картину несколько раз, в последний раз забраковал уже практически готовое полотно, начав всю работу заново. Найдя наконец нужную композицию мастер приступил к крайнему варианту. Так получился поздний «Демон поверженный».

Алый закат в горах, снежные вершины залиты последними лучами солнца. Ничего живого, только камни и снег. И еще наползающие черные предсумеречные тени.

Через все полотно распростерто обнаженное спутанное тело демона, лежащего на прекрасных перьях от собственных отрубленных и окаменевших крыльев. Огромные, яркие, похожие на павлиньи, перья точно перина, распластались под ребрами поверженного хозяина.

Демон с поднятой головой устремил свой сверлящий выжигающий взгляд, полный решимости и не сдающийся куда-то вдаль. Лицо его жестко, глаза огромны и черны, острый нос с раздувающимися от гнева ноздрями. Костлявые руки скрещены на голове, тем самым показывая, что демон разоружен, но борьба его не прекратится, до тех пор, пока бьется его жестокое и коварное сердце.

Тело падшего ангела серое, как тень, сейчас худое и жалкое. Не рад последнему солнышку поверженный злой демон. Веет холодом от его плоти и глаз. И даже красота его срезанных крыльев не делает композицию хоть чуточку живее. Холод, тень, вечер и умирающий демон.

Полотно довольно широкое, почти 4 метра, и это при высоте 139 сантиметров. Складывается такое впечатление, что демон не только повержен живописцем, но и зажат между верхним и нижним багетами рамы.

Картина выдержана в характерном для Врубеля стиле. Хоть и написана она маслом, индивидуальность и почерк подчеркивает эффект кристаллических граней, от которого картина становится похожей на витраж или панно.

Ранний демон отличается большей одухотворенностью, это юноша неземной красы и утонченности. Молящее выражение лица падшего ангела заставляет зрителя скорее сопереживать демону, чего не скажешь о позднем.

У раннего демона черные волнистые волосы, левую руку он поднял и положил на голову, правая рука откинута в сторону ладонью вверх.

Работая над демоном, мастер отличался особой раздражительностью, возможно его затворничество и нелюдимость во время работы спровоцировало обострение душевной болезни. Некоторые критики уже в его желании писать демонические зарисовки видели начало душевного расстройства, к которому художник все-таки пришел в конце жизни.

Михаил Врубель любил писать картины на холсте с маслом. Сразу вспоминается работа под названием Демон Поверженный, которая была написана в 90-ые года. Суть этой картины состоит в том, что демон, который изображен, свергнут на самое днище ущелья. В этот момент демон уже не чувствует ни своих рук, ни ног, а крылья от беспомощности разметались. Крылья чем-то напоминают большой костер с пламенем в человеческий рост. Эти крылья в какой-то степени еще сверкают, и от них идет чуть тусклый свет. Они напоминаю павлина, который падает в вечность. Но крылья демона, это еще не самая важная вещь, которую хотел показать художник. Демон изображен на фоне огромного заката. В связи с этим образ демона представлен небольшого размера, можно сказать, зажатым между пространством и временем. Грани работы восхищают, Врубель добился того, чего хотел. Плоские мазки придали картине уникальный вид.

Стоит заметить, что художник не пожалел бронзового порошка когда работал над этим полотном. Безусловно, со временем полотно немного потемнело и уже не дает тот яркий блеск, что был раньше. Хотя если сравнивать эту картину с остальными работами Врубеля, то можно сказать, что это не самая лучшая работа. Все-таки, этому полотну недостает насыщенных оттенков. Данная работа не отображает художественного смысла, Врубель не преследовал эту цель. Художник этим хотел сказать, что каждый человек может пасть так низко, что встать будет очень непросто. В этой работе отчетливо видно, что демон повержен, его руки, ноги и крылья потеряли силу. Вокруг этого силуэта расположился мрак, который так и нагнетает ситуацию. Кстати, в данной картине есть все любимые цвета Врубеля.
Врубель вложил смысл, который говорит нам о том, что никакие силы не смогут победить неугомонного демона. Его гордость превыше всего. На деле все выглядит куда сложнее.

В год, когда Врубель переехал в Москву, он познакомился с известным в то время литератором Кончаловский, который работал над изданием сочинений Лермонтова. Он заказал у художника несколько иллюстраций к произведениям поэта – в том числе и «Демону».

Все иллюстрации к поэме (хотя, если судить по богатству палитры, это были, скорее, полноценные картины) выполнялись черной акварелью и отличались смысловой завершенностью.

Особенно тщательно Врубель работал над «Головой демона», ведь картине отводилась важная роль – быть заглавной. Современников привлекала необычная трактовка художником главного героя поэмы, который, как это видно из изображения, отнюдь не был скорбящим и страдающим.

Напротив, Демон полон энергии мысли, он готов снова и снова вопрошать, стремится найти решение извечных вопросов. Лицо как бы жжется изнутри пламенем – это видно по глазам и губам Демона. Последние особенно приковывают внимание зрителя.

Другой особенностью изображения главного героя является соединение в нем Врубелем женских и мужских черт, что только должно подчеркивать универсальность, архетипичность образа. Также отметим, что фон, на котором помещено лицо Демона, чем-то напоминает полотна другого художника-символиста – Климта.

Вряд ли стоит удивляться, что герой поэмы Лермонтова так заинтересовал художника, который подсознательно переносил на себя некоторые черты Демона – его поиска решений вечных загадок бытия, носящих метафизический характер. К сожалению, современные критики не поняли иллюстраций Врубеля.

Художника обвиняли в грубости и уродливости линий, в том, что замысел Лермонтова остался для него абсолютно непонятным. Сейчас же стало общим местом признавать картины, изображающие Демона (к ним относится и данное полотно), к вершине творчества Врубеля.