Картины Михаила Врубеля Гамлет и Офелия - Михаил Врубель
Картины Михаила Врубеля Гамлет и Офелия

Картины Михаила Врубеля Гамлет и Офелия

Михаил Врубель написал много известных всему миру картин. Одной из таких является написанная в 1884 г. в студенческие годы художником картина «Гамлет и Офелия». В настоящее время произведение искусства находится в Русском Музее в Северной столице.

За год до создания шедевра Репиным было предложено Врубелю подумать над выбором серьезной темы. Но последний остановил свой взгляд на сюжете из пьесы «Гамлет и Офелия». Здесь преобладают трагические элементы и размышления героев. Изображенные на картине персонажи наделены совершенно разным характером. Словно автор пытался передать противоположности двух темпераментов. Герои являют собой контраст переживаний. По замыслу художника принц Дании восседает в кресле, что он и воплотил на картине, которую изобразил на бумаге с применением карандашей и акварельных красок.

Интерьер никакого внимания к себе не привлекает. В образе Гамлета четко видны сосредоточенность и даже некоторая отрешенность. Взгляд героя устремлен в сторону. Создается впечатление, что он ушел в свои мысли и ничего вокруг не замечает. Черты лица Гамлета наделены строгостью. Рядом с главным героем находится Офелия. Грусть и печаль пронизывают всю ее фигуру, ее взгляд поник, а глаза полузакрыты. Кажется, что художник старался передать всю беззащитность хрупкой женской фигуры. Одна рука Офелии находится на спинке кресла, а сама она склонила голову к своему любимому, пытаясь проникнуть в ход его мыслей. Цветовой спектр картины ограничен темными тонами, вплоть до черных. Благодаря использованию таких цветов художник пытается передать всю трагичность данной сцены. В центре сюжетной линии всего лишь два персонажа, другие детали на холсте отсутствуют. Таким образом, внимание зрителя сконцентрировано только на фигурах.

Маленькая картина Михаила Александровича Врубеля, навеянная трагедией Вильяма Шекспира «Гамлет», была написана в Киеве, где Врубель работал в 1888-1889 годах над росписями Владимирского собора. На рубеже веков, в эпоху символизма и «Серебряного Века», художники нередко создавали череду произведений на один и тот же сюжет, подобно тому, как музыканты создают «вариации на тему». Мир представлялся символистам глубокой непостижимой тайной, а художественный образ – безграничной неисчерпаемой величиной, которая не может быть охвачена одним произведением и нуждается в развитии и продолжении. В Русском музее в Петербурге хранится акварельный эскиз Врубеля на этот же сюжет, созданный в 1883 году, и неоконченная картина 1884 года. А картина из Третьяковской Галереи стала последним вариантом темы «Гамлет и Офелия».

Врубель был особенно глубоко погружен в мир истории, литературы и словесности, столь важный для «Серебряного века». В Петербургском Университете он изучал древние языки, увлекался эстетическими учениями философов, страстно любил театр. Девятнадцатилетний Врубель побывал во Франции, Швейцарии и Германии, а к моменту написания «Гамлета и Офелии» представлял уже не понаслышке Европу шекспировской эпохи. Шекспир был кумиром символистской культуры, грань между литературой и жизнью для символистов не существовала. Сознательно и подсознательно, они творили свою судьбу, как драму, роман или поэму, перенося в современную жизнь прекрасные или роковые образы прошлых эпох и противопоставляя их расчетливой, деловой и бесчувственной современности. С Гамлетом отождествлял себя поэт Александр Блок. Врубель тоже мог отождествлять себя с датским принцем: в Киеве он платонически и безнадежно влюбился в Эмилию Львовну Прахову, жену историка искусства и археолога Адриана Викторовича Прахова, руководившего работами во Владимирском соборе.

Лицо Гамлета, обращенное к Офелии на картине Врубеля — лицо самого художника. Шекспировская Офелия – образ недоступной, манящей и сжигающей любви; она невольно предает Гамлета, но и сама погибает. Врубель превращает Офелию в призрак, в навязчивый сон, в бесконечно длящуюся грёзу. Серо-голубой оттенок кожи, закрытые глаза Офелии, ее застывшая поза и россыпь цветов на платье, мерцающих, как болотные огни, а также склоненная над девушкой ветка дерева создают образ Офелии- утопленницы, восставшей из воды. Вместе с тем Офелия напоминает юную невольницу султана с акварели Врубеля «Восточная сказка», хранящейся в Киевской картинной галерее.

Акварель нарисована двумя годами раньше, но Офелия и невольница похожи внешностью и позой. Там тот же образ хрупкой невинности, неотвратимой судьбы и гибельной любви, который гипнотизирует и притягивает влюбленного. Горящий, испытующий и настороженный взгляд Гамлета прикован к Офелии. Время застыло и бесконечно длится. Фигуры и пейзаж погружены в безмолвные голубые сумерки, еще сильнее ощутимые благодаря закатным, а может быть предрассветным просветам в небе. Воздушное и золотистое сияние между облаками на самом деле представляет собой виртуозно полузакрытые или вовсе не закрытые краской участки желтоватого картона, на котором художник писал картину.

Ажурная ветка дерева, прихотливым кружевом очерченная на фоне неба, напоминает об уникальном и неподражаемом умении Врубеля – создавать сложнейшие орнаменты без предварительного наброска, с любого места. Как будто художник уже видел на пустом холсте готовое изображение и лишь заполнял его краской.

Картина известного художника Михаила Врубеля «Гамлет и Офелия» была написана в 1884 году во время его студенчества. Сейчас полотно хранится в Русском музее в городе Санкт-Петербург.

В 1883 году Репин предлагает Врубелю написать более серьезную картину. После долгих поисков в итоге художник останавливает свой выбор на сцене из пьесы «Гамлет и Офелия». За основу был взят сюжет размышления с элементами трагизма.

В созданных фигурах Врубель отобразил два разных характера и темперамента. Он показал две противоположности.

Персонажи являются контрастным фоном друг для друга по глубине своих переживаний.

Через год после встречи с Репиным мастер воплотил свою творческую задумку. Картина была нарисована на бумаге с помощью карандашей и акварели. В воображении художника датский принц восседал в кресле. Именно таким он и был изображен на рисунке.

Интерьер помещения в особенности не привлекает внимания. Образ Гамлета пронизан сосредоточенностью и неким отрешением. Его взгляд направлен в сторону. Кажется, будто принц глубоко погрузился в свои мысли и отрешился от окружающего мира. Художник изобразил молодого человека с крупными и строгими чертами лица.

Подле принца изображена еще одна фигура. Это Офелия. Её образ печален. Поникший взгляд, полузакрытые глаза говорят о её грусти. В эти минуты она кажется беззащитной и сокрушенной. Девушка нежно склоняется над любимым, одну руку опустив на спинку кресла. Она словно пытается проникнуть в его мысли.

В общей цветовой гамме рисунка преобладают темные оттенки и даже черные. Таким образом, художник стремиться передать зрителю атмосферу трагичности. Центром композиции являются только два персонажа. Отсутствуют какие-либо детали. Поэтому все внимание концентрируется на изображенных фигурах, окутанных мрачными размышлениями.