Анализ картины Казимира Малевича Голова - Казимир Малевич
Анализ картины Казимира Малевича Голова

Анализ картины Казимира Малевича Голова

Образ, воплощенный в картине «Голова крестьянина», можно назвать пророческим и одновременно ключевым в понимании всего «крестьянского цикла» К. Малевича. «Я понял крестьян через икону», — признавался художник в воспоминаниях.

И действительно, художник пишет «Голову крестьянина» как иконописец икону, используя семантику цвета и особую образность. Крестьянин, запечатленный на холсте, напоминает лики с икон «Святой Николай с житием», «Христос Ярое Око». Тревожный диссонанс вносят проносящиеся на фоне «чернополосного» неба самолеты, как признак цивилизации, технического века, противостоящего традиционной деревенской культуре.

Картину можно соотнести к циклу о крестьянах, которая является одной из самых лучших творений художника. Перед зрителем предстает символический портрет человека. Малевич в своем творчестве стремился развить границы традиционного искусства. Цикл «Крестьяне», должен был представляться как графическое изображение обыденной жизни, все трудности и невзгоды низкого сословия. Чем больше художник узнавал традицию народа, тем больше стремился привлечь внимания общества к нуждам крестьянам, но не через жалость, а их силу духа.

Портрет собрал в себе лучшие качества человека. Именно цвета помогают понять глубину изображения:

Красный цвет изначально олицетворяет тяжкий труд людей, внутренняя борьба и конфликты с высшими чинами. Красновато-коричневый оттенок показывает связь с землей. Сразу возникает ассоциация с работой на пашнях, народными обрядами плодородия.

Фоном выбран зеленый цвет, который приводит в гармонию душу человека с природой. Близость крестьянина к ней, естественная красота как физическая, так и духовная.

Геометрически расположенный нос с тремя цветами, показывает многоплановость натуры, которая подвержена как желтый цвет болезненности, синий – чистоту и необычность, белый в середине – гармонию.

Наличие черного оттенка, показывает сомнения, которые есть в каждой личности. Также выражается недолгая жизнь и высокая смертность, возникающая из-за отсутствия лекарств от болезни. Встреча с тяжелыми препятствиями на пути самореализации и саморазвития. Черное и белое равномерно расположены на картине, что создает азиатскую символику инь-янь.

Широкий лоб и близкое расположение глаз изображает человека, не занимающегося высокими науками, а упорно работающего на благо семьи и общества. Высокая шея, тянущаяся вверх, показывает стремление к новому и готовность узнать мир.

Неподдельный трагизм и отчаяние исходят от «безлицых» фигур, но, вместе с тем, они исполнены какого-то отстраненного величия и героизма. Фоном «лику» служит сцена жатвы, как песенный припев, который сопровождает многие работы «крестьянского цикла» художника, они отсылают зрителя к темам и персонажам лубочных картинок. Художник не сразу создал данную композицию, о чем свидетельствуют многочисленные авторские правки карандашом во время подготовительной работы, замеченные специалистами в инфракрасном свете.