Анализ картины Диего Веласкеса Голова оленя - Диего Веласкес
Анализ картины Диего Веласкеса Голова оленя

Анализ картины Диего Веласкеса Голова оленя

Картина Диего Веласкеса «Голова оленя» была написана художником в период между 1626 — 36 г.г. Хотя нет документации, указывающей на то, что эта работа была сделана для Торре-де-ла-Парада (охотничьего павильона королей на тогдашней окраине Мадрида), предмет изображения предполагает связь с картинами, предназначенными именно для этого охотничьего домика.

В отличие от других художников, стилистическая эволюция Веласкеса не может быть описана линейно, поскольку многие персонажи его картин (Веласкес, напомним, был придворным живописцем короля Испании Филиппа IV) появляются на протяжении большей части его карьеры.

Таким образом, историки испытывают серьезные трудности с датированием произведений, которые имеют минимальное документирование. «Голова оленя» — хороший тому пример, поскольку именно отсутствие документации вынуждает устанавливать столь широкие временные рамки, когда, предположительно, была создана эта вещь — целое десятилетие!

Размеры картины (66 х 52 см, холст, масло), ее качество, предмет и, конечно же, авторство позволяют предположить, что Голова оленя» — та самая картина, которая указана в описи дворца Алькасар в Мадриде 1637 года, в которой говорится: «Данное животное было убито нашим господином королем Филиппом Четвертым в 1626 году.»

Эта же работа встречается в различных описаниях до 1747 года и, как принято считать, покинула Королевскую коллекцию, по причине серьезных повреждений, полученных во время пожара в Алькасаре в 1734 году.

Другие исследователи творчества Веласкеса уверяют, что в случае с этой картиной налицо простая ошибка в указании даты, и картина не могла быть написана ранее 1636-го года. Впрочем, какое значение это имеет сегодня, в 2021?

Независимо от года написания, «Голова оленя» — картина значительного качества, свежесть, непосредственность и натурализм которой иногда приводили к тому, что ее даже называли «Портретом животного». Учитывая, что Веласкес большую часть жизни занимался тем, что писал многочисленные портреты «придворных животных», удивляться не приходится — художник изрядно набил руку в этом деле.

Тематика картины, надо сказать, была довольно распространена при испанском дворе, так как почти все монархи Испании страстно увлекались охотой.

В этом смысле следует упомянуть обилие охотничьих тем, связанных с искусством и даже с придворной поэзией, особенно в произведениях, украшавших Торре-де-ла-Парада, или целых книгах, таких как Anfiteatro de Felipe el Grande, автор которой Хосе де Пеллисер , воздал королю неумеренно-лизоблюдскую, велеречиво-льстивую похвалу за то, что он однажды убил быка на мадридской площади Пласа-Майор одним выстрелом из мушкетона.

Радуйтесь, охотники! Трепещи, Гринпис — наши испанские короли такие! И как тут не вспомнить печально известную охоту короля Испании Хуана-Карлоса Первого на слонов в Ботсване — охоту, которая случилась не во времена Веласкеса, а совсем недавно?

Короли — очень консервативные личности, привыкшие, как видим, свято чтить славные традиции предков! Правда, своего «ручного» Веласкеса, чтобы запечатлеть очередной монарший подвиг, у Хуана-Карлоса не нашлось — иначе нам пришлось бы описывать еще одну картину, под названием «Голова слона».

Картина написана в 1634 году маслом на холсте.

Полотно относится к художественному стилю барокко в жанре анималистика.

Диего Веласкес – это испанский художник 17 века. Он родился в дворянской семье. С детства проявлял большой интерес к живописи, и его отец принял решение отдать сына учиться к знаменитому художнику того времени Эррера.

Стать художником для дворянина в те времена было не престижно. Но поучиться у знаменитого испанского художника Веласкес смог не больше года, так как они не сошлись характерами.

Далее он стал учиться у не менее известного Пачеко.

Веласкес уже в раннем возрасте показывал большие способности к написанию пейзажей и портретов. Его работы стали известны при королевском дворе и его пригласили туда. Там он стал художником при дворе, его мастерская была расположена рядом с апартаментами короля. Помимо портретов королевской семьи, Веласкес пишет при дворе так называемые конные и охотничьи полотна. Их он выполняет на террасе.

На картине «Голова оленя» собственно и изображена сама голова дикого животного. Картины художника не отличались ярким и броским колоритом. Он часто использовал черно-серый или коричневый фон. Но это не уменьшало глубины и реалистичности его полотен. Этим можно доказать великое мастерство автора.

Олень изображен настолько реалистично, что, кажется, он выйдет из картины и пройдется рядом. Как умело плавными линиями изображена шерсть на его лбу. Его полотна наполнены строгостью и одновременно легкостью. Тонкий слой масла показывают нам фактуру холста. Художник умело мог передать светотеневые эффекты в своих работах.

Его творчество стало великим наследием Испании и всего мира. Свои полотна художник создавал без эскизов, он сразу мастерски мог написать любой портрет или пейзаж.

Картина находится на хранении в музее Прадо. Испания.