Анализ картины Михаила Нестерова Философы - Михаил Нестеров
Анализ картины Михаила Нестерова Философы

Анализ картины Михаила Нестерова Философы

Парный портрет Нестерова, где изображены С. Булгаков и А. Флоренский — выражение восхищения этими выдающимися личностями, столпами русской религиозно-философской мысли.

Два философа отнюдь «не пели в унисон» – взгляды их отличались, но именно эту дуалистичность и пытался изобразить живописец. Тихий, спокойный вечер, приглушённые краски природы стали декорациями для неспешной прогулки двух мыслителей, которые бредут вместе, но порознь в едином стремлении найти истину.

Автор явно желал показать антагонистичность своих персонажей. В первую очередь это выражается в их одежде. Флоренский в облике священника одет в белоснежную рясу, черного цвета только его скромный головной убор.

Его спутник – Булгаков – облачен в строгий черный костюм с галстуком и плащ, а белеет лишь ворот рубашки. Другое отличие этих людей – в выражении лица.

Священник полон смирения и покорности, его взгляд обращен к земле. Такой образ – само воплощение кротости. Мужчина возле него упрямым взглядом устремлен вперед. В его чертах заметно яростное противление и смелый бунт.

Несмотря на практически полную противоположность характеров, герои картины идут рядом как добрые товарищи, размеренно беседуя.

Дело в том, что объединяет этих людей кое-что более важное – думы о судьбе родной земли, беспокойство о многострадальном ее народе. Поиском истины заняты эти великие мыслители на протяжении всей жизни. Неторопливо бредя по тропе, они погружены в решение важных философских вопросов.

Фоном для портрета Нестеров сделал типично русский пейзаж. Вероятнее всего, он запечатлел пору цветущей весны. Высокие деревья, пышные кусты и густая трава лишь кое-где обожжены палящим солнцем.

Картина «Философы» Михаила Нестерова отражает духовное видение эпохи. Эмоции ужаса переплетаются с миром и радостью. Борьба и смятение переходит к победному свершению. Живописец изобразил прекрасный тихий пейзаж и великих мыслителей – Булгакова и Флоренского, живущих внутренней жизнью неутомимых искателей истины.

Фигуры героев будто списаны под копирку – та же опущенная голова, плечи, расположение тела. Однако лица радикально разные. Флоренский в белой рясе воплощает в себе смирение, покорность судьбе, в то время как упрямый лик Булгакова говорит зрителю о внутреннем неспокойствии, бунте, противлении. Здесь и упрямый взгляд, и изгиб бровей, непослушный вихор на голове из чёрных немного тронутых сединой волос.

Пейзаж на полотне будто выцвел – здесь спокойные умиротворённые тона: от бледно-зелёного до жёлтого. Вверху картины виднеется небо, которое уже успели тронуть розовые лучи закатного солнца.

Известно, что картина была написана в 1917 году, когда революционные события буквально перевернули жизнь страны, сметя все устои, идеалы и стремления.

Жизненный путь героев Нестерова после революции, как и их неустанный поиск истины, оказался непростым – Флоренский, безусловный гений русской мысли, погиб в сталинских лагерях, на Соловках в 30-х. Булгаков же был вынужден иммигрировать по указу Ленина на знаменитом «философском пароходе». Сначала он жил в Праге, а после в Париже, где умер от рака горла в 1944 году. Свидетели его смерти вспоминают, что в последние часы лицо изгнанного теолога и философа, наконец, посветлело и сделалось радостным, он будто успокоился и нашёл мир. С таким радостным лицом он и отошёл в мир иной. Возможно, всё-таки узрел такую неуловимую и страстно искомую им истину…