Анализ картины Михаила Нестерова Сестры - Михаил Нестеров
Анализ картины Михаила Нестерова Сестры

Анализ картины Михаила Нестерова Сестры

Свою картину «Две сестры» художник изобразил в нескольких образах. Экземпляры образа под названием «В скитах», выполненные художником в 1915-1916 и 1922 годах, на сегодняшний день находятся в музеях Украины и Чехии.

Главные героини холста – это две сестры, взявшиеся за руки, которые идут по дворику скита. Сам двор расположился на речкой Волгой, вокруг него – деревянная оградка. В реке течет голубая чистая вода, окутанная легкой прозрачной дымкой воздуха. На дворе теплый май, трава уже сочная и светла зеленная. Она будто мягкий ковер растелилась по двору скита. Сестры расположены в левом нижнем углу картины.

Нестеровым было создано несколько вариаций на сюжет картины «Две сестры». Одна из них датируется 1915 годом, вторая – концом Гражданской войны, то есть 1922. На данный момент, полотна находятся в галереях Украины и Чехии.

Помимо двух сестер на картине больше нет человеческих образов. Однако ощущается присутствие кого-то за пространством полотна, если взглянуть на жест одной из сестер. Их фигуры проходят через двор, за оградой которого простирается река лазурного цвета. Что же можно сказать о самих сестрах? Между ними уже с первого взгляда ощущается контраст. И он касается не только цветовой палитры (одна из них одета в темный простоватый сарафан, вторая – в огненно-рыжий, с расписным платком), но и эмоционального плана. Чувствуется угнетенное, мрачное настроение первой сестры в траурных одеждах, и игривая радость той, что одета по-праздничному. Внутренний настрой последней гармонирует с пейзажем вокруг, изображающим наступившую весну. Кроме того, в руках она держит яркий букет желтых цветов, которые выделяются на фоне неба подобно солнцу.

Фигура второй сестры не выходит за рамки скита, она замкнута в нем, как в собственном мире. Ей не свойственна та открытость и приветливость, которая характеризует девушку в красном сарафане. Можно сказать, что в ней заключена совсем другая судьба, другой мир. Живость противопоставления, тем не менее, не выходит за рамки весенней, естественной цветовой гаммы, то есть оттенков зеленого, синего и белого. Поэтому даже это противопоставление не вызывает чувства дисгармонии у смотрящего. А яркие натуры девушек, в свою очередь, не оттеняют красоту и живописность пейзажного фона, что позволяет насладиться мастерством художника в изображении, как характеров, так и картин природы и сельской местности.

Одна из них одета в темные траурные одежды, на голове у нее обмотан черный платок. Сестра печальна, погружена в раздумья, и как будто не видеть наступившую вокруг живую весну. Другая же наоборот изображена в веселом праздничном светлом сарафане, на голове у нее яркий цветной платок, а в руке она держит букет из живых цветов. Она протягивает руку и как бы приветствует кого-то, с другой стороны. Ее переполняет любовь к жизни, веселье и радует наступившая кругом весна.

Художник на своем полотне изобразил две противоположные человеческие судьбы, два абсолютно разных мира: первый мир расположился в пространстве скита, он маленький и замкнуты, а второй – земной мир – он огромный и жизнерадостный. Свою идею художник ярко изобразил в одеяниях сестер. Это два совершенно контрастных наряда – траурный черный и весенний золотистый облик.

Картина полностью пропиталась весенними красками. От нее будто бы исходит дневной свет, свежий воздух, запах распускающейся природы и шум протекающей мимо реки. В своем холсте художник Нестеров великолепно сочетает цвета весны: светло зеленый, нежно-голубой, глубокий синий, небесно-розовый и персиково-золотой.