Анализ картины Михаила Нестерова Родина Аксакова - Михаил Нестеров
Анализ картины Михаила Нестерова Родина Аксакова

Анализ картины Михаила Нестерова Родина Аксакова

Михаил Нестеров по праву считается одним из лучших мастеров пейзажной живописи. Природа привлекала его в своих самых разнообразных проявлениях. Особенно родная, русская природа. Множество картин написано было им в родной Уфе и воспевало северную красоту. Пейзажи Нестерова наполнены философскими размышлениями о смысле жизни и личными переживаниями художника.

Начиная с 1905 и до самого 1914 Михаил Нестеров написал несколько картин под общей тематикой «Родина Аксаковых». Интересно, что в этот период, он много изображал людей на фоне восхитительного пейзажа, потому что ассоциировал человека и природу, как что-то единое, целостное. Так что картина Михаила Нестерова «Родина Аксакова» написанная им в 1914 году скорее выбивается из этой тенденции. Художник пишет несколько вариантов полотна – на изначальном, этюдном изображены домики на склоне, а в последующем – признаки присутствия человека исчезают.

На первом этюде, известном под названием «Чертово городище» написанном в самом начале смутного века, видно, что художник четкими мазками воспевает угрюмую, повидавшую все на свете гору и текущую у ее подножия быстрой легкой реки, а за рекой виден мир бескрайних полей. На картине, написанной уже позже, в 1906 году появляется фигура идущей задумчивой женщины в старинном платье. Гора и река превращаются в театральные кулисы, а центральной становится фигура, душевное состояние которой усиливает эффект пейзажа. В одном из последних вариантов, написанном в 1913 году женщину сменяет изображение монаха-схимника, добавляющее картине религиозно-символического смысла.