Визуально полотно разделено на две четкие части: широкая полоса неба и, чуть меньше предыдущей, – полоса земли. Природа передана во всех ее масштабах. Эпичность изображения проиллюстрирована путем изображения обычной деревенской жизни без загромождения пространства.
Сюжет картины необыкновенно прост: Михаил Константинович изобразил крестьянку в процессе ее работы. Она решила сделать небольшой перерыв и отвлечься на проезжающую мимо бричку, запряженную двумя лошадьми. На женщине надето типичное платье изумрудно-зеленого цвета. Рядом с ней стоит лошадь с плугом, также отдыхающая от тяжелой работы. Вдалеке виднеются еще несколько людей, занятых своей работой. Облака густо протягиваются над землей. Они тяжелые, полностью закрывают находящееся за ними солнце.
Цветовая гамма картины приглушена. Кажется, что в воздухе парит легкая дымка, как это бывает в душные дни. На картине нет ярких пятен и броских элементов, но при этом ее не скучно рассматривать. Краски очень реалистичны, из-за чего создается впечатление, что перед глазами – фотография, а не картина, написанная маслом.
Пейзаж русских просторов чувствуется в мельчайших деталях: птицы, сидящие на вспаханном поле и летающие над ним, небольшие группки берез, растущие между полями.
Образ деревни, полосы неба и земли – типичны для Клодта. Но эта работа, с минимальным количеством деталей, не отличающаяся сильной динамикой, особо полюбилась народу. Сюжет обладает неким умиротворением и спокойствием. На картине все идет своим чередом, ничто не нарушает равновесия.
Произведение “На пашне” – одна из главных работ Михаила Константиновича. Кроме того, самая узнаваемая у художника. Картина печаталась на открытках, календарях. Музеи России старались заполучить это полотно. Всего Клодтом было создано три копии картины. Оригинал же можно посмотреть в Третьяковской галерее, в которой он хранится уже больше ста лет.
Михаил Клодт написал «На пашне» в 1872 году, которая стала ключевой работой в творчестве пейзажиста.
На картине изображены бескрайние открытые поля во время пахоты. Равнина, которая лишь вдалеке переходит в лес и небольшие холмы, вызывает восторг, а реалистичность картины просто на грани фотографии.
Самый крупный элемент картины – это крестьянка, занимающаяся вспашкой земли с помощью лошади, запряженной в соху. Она приостановила свою работу и смотрит в сторону дороги. Ее внимание привлек приближающийся экипаж, скачущий на двух конях. С другой стороны картины, чуть дальше по отношению к девушке, чем экипаж, землю пашут еще одна крестьянка и крестьянин с лошадьми. И бричка, и крестьяне, занимающиеся вспашкой, настолько хорошо вписаны в композицию картины, что нам трудно представить ее без них.
Выразительности картине придает высокое небо, занимающее больше половины пейзажа. Огромные светлые облака, разница в оттенках неба между разными половинами картины, а также едва заметные летящие на его фоне птицы придают еще больше величия этой работе.
Стоит заметить, как трепетно относится Клодт к деталям картины. На ней мы увидим и множество ворон, севших на пашню, и подробно нарисованные элементы даже самых небольших размеров, и барина, сидящего в коляске.
Картину «На пашне» Михаила Клодта называют жемчужиной, одним из лучших образцов русского пейзажа и лучшей картиной художника. Увидев ее на одной из передвижных выставок, Третьяков положительно отозвался о ней в письме Крамскому. И вот уже более ста лет она хранится в Третьяковской галерее, а копии этой картины всегда расходились огромными тиражами в самом разном виде. Сам Клодт трижды создавал репродукции своей картины для Российских музеев. Людей в этой работе привлекало и привлекает не только величие и эпичность пейзажа, но и близость к народу, русской земле. Ведь Михаил Константинович всегда видел в них основу всего русского бытия.