Анализ картины Мазаччо Троица - Работы Итальянских, Французских, Испанских Художников
Анализ картины Мазаччо Троица

Анализ картины Мазаччо Троица

Это изображение распятия, темы, весьма распространенной в церковном искусстве, выполнено в непривычном, неканоническом виде. Фреска создает иллюзию крупного архитектурного фрагмента, выполненного в совершенно нетрадиционном для готики стиле. Это уже настоящий Ренессанс с его тонким пониманием пропорций и роли перспективы в искусстве.

На картине Мазаччо Троица мы видим Голгофу и распятого Христа. Его поддерживает Бог-отец. В ногах изображен саркофаг, в котором находится скелет первого человека на земле Адама.

С двух сторон стоят Святой Иоанн и Дева Мария. Немного ниже – донатор в красном плаще и его жена. Известно даже, как звали этого донатора. Предположительно это Лоренцо Ленци.

Все работы Мазаччо невероятно рельефны. Именно он заложил основы эпохи Возрождения. Писать картины нужно так, как мы видим на самом деле. В то время такая идея была действительно революционной.

Живописец изображает свод определенным образом. Он демонстрирует нам линейную перспективу. В те времена живописцы очень любили такой прием. Композиция построена так, чтобы все траектории соединились обязательно в одной главной точке. Создается впечатление, что мы видим все изображенное на плоской линии. По мере удаления все персонажи и предметы уменьшаются. Художник любил архитектуру в ее классическом виде. Именно поэтому на полотне так мастерски прорисованы колонны. Об этой же страсти говорит и свод, прописанный до мельчайших подробностей.

Силуэты смоделированы рельефно. Это необходимо для того, чтобы создать ощущение реальности всего происходящего. Мы практически ощущаем свое присутствие в пространстве этой грандиозной фрески. До этого в живописи ничего похожего попросту не было.

Живописец передает динамичность и драматизм всего происходящего с помощью жестов и особой мимики каждого персонажа. Именно благодаря этому, он сумел достичь такого сильного воздействия своих картин на зрителей. Максимально простые приемы позволяют создать реальное впечатление того, что формы в пространстве максимально пластичны.

Нижняя часть фрески изображает каменное надгробие, принадлежащее Доменико Ленци. Этот факт дает право предполагать, что две фигуры — мужская и женская, находящиеся симметрично выше надгробия, принадлежат лицам, оплатившим фреску — Лоренцо Ленци и его супруге.

Центральная часть симметричной композиции — это, собственно, сцена распятия. На кресте изображен Христос, за спиной которого стоит Бог-отец, поддерживающий своего сына в его смертный час. По сторонам печальной группы расположены фигуры Девы Марии и святого Иоанна. Интересно, что Дева Мария поворачивается к зрителям лицом и протягивает руку к своему страдающему на кресте сыну, как бы говоря: «Посмотрите, на что пошел Христос ради вас».

Фреска отличается не только удивительно правильным изображением перспективы, но и очень точной передачей множества архитектурных деталей. Так как это фреска (живопись по сырой штукатурке), то можно предположить, что сам мастер обладал удивительной скоростью письма и фантастической работоспособностью, чтобы вся картина была выполнена столь качественно и впечатляюще.

Несмотря на то, что на изображении много деталей красного цвета, особенности фрески и время, прожитое ею, несколько сгладили насыщенность окраски, сделали ее мягче и естественней. Невероятное для времени создания работы мастерство удивительно точно и правильно передает впечатление человека, стоящего перед крупным архитектурным порталом. Создается полная иллюзия настоящего здания, так как на фреске превосходно изображено пространство, воздух.

Кроме великолепного исполнения мельчайших архитектурных деталей, фреска впечатляет проработкой складок одеяний изображенных фигур. Все они, при всей своей объемности, идеально обрисовывают очертания человеческих тел, поэтому не кажутся инородными фрагментами, как это часто случалось на других изображениях, свойственных готическому искусству. Поистине, с безвременной смертью талантливого художника мир точно потерял еще одного титана эпохи Возрождения.