Анализ картины Мазаччо Изгнание из Рая - Работы Итальянских, Французских, Испанских Художников
Анализ картины Мазаччо Изгнание из Рая

Анализ картины Мазаччо Изгнание из Рая

Мазаччо написал картину за 1 год до своей смерти (всего итальянец прожил 27 лет). Современники назвали его гением своей эпохи и считали, что он обучался у известного художника Мазолино, который на время возмужания художника проживал и трудился во Флоренции.

Картина «Изгнание из Рая» Мазаччо поражает умело переданным пространством и плоскостью. Изображать элементы ландшафта и построек Мазаччо научился у известного флорентийского архитектора у Брунеллески, который на несколько лет взял под опеку молодого и перспективного художника.

Накопленные знания у Брунеллески пригодились Мазаччо для передачи объёмных элементов фигуры (стоит отметить, что это первый художник, который успешно поместил человеческое тело с опорой всей ступни на землю в правильном ракурсе). После гениального художника еще долгое время никто не мог так точно изобразить людей на картине, как это делал Мачаччо.

За основу сюжета, молодой художник взял предания об апостоле Петре. Позже, этот образ ему так понравился, что он углубился в библейские легенды и наткнулся на сказание об изгнании из Рая. Мазаччо много работал, и в результате ему удалось написать невероятной красоты картину, где изображены Адам и Ева. На их лицах наблюдается сильное сожаление за свой проступок, и они с явной актёрской игрой пытаются всеми силами показать, что сильно огорчены своим изгнанием.

Фреска мастера — это воплощение неприкрытого горя, внезапно постигшего двоих людей, до этого не знавших никаких бед. Отражение библейского предания, «Изгнание из рая» изображает именно тот момент, когда Адам и Ева изгнаны из Эдема. Райская жизнь для них закончилась, они прокляты и отвергнуты богом, а впереди их ждет только полная трудов и лишений жизнь.

Неудивительно, что Ева буквально вопит от горя и ощущения собственного бессилия. Ее образ наиболее впечатляет, потому что художник буквально несколькими мазками сумел отразить массу выразительных и сильных человеческих чувств — боль, горе, страдания, недоумение, сомнения в своей будущности, стыд. Кроме этих чувств, Ева впервые в своей жизни ощутила позор собственной наготы, которая в Эдеме ее нисколько не смущала. Она мучительно пытается прикрыться руками, страдая еще и от того, что именно она стала причиной, пусть и косвенной, грехопадения и изгнания.

Адам не стыдится своей наготы, от стыда и горя закрыв лицо руками. Его тело сотрясают рыдания, заставляя горбиться молодого и сильного мужчину. Хотя сам сюжет предполагает изображение Адама и Евы в обнаженном виде, смелость художника в подробных и реалистичных изображениях человеческих тел не пришлась по вкусу зашоренным церковникам. Как и в большинстве аналогичных случаев, изображения пытались с ложной стыдливостью прикрыть традиционными зелеными веточками.

Благодаря простоте изображения и почти полного отсутствия декора на заднем плане все внимание смотрящего на фреску сконцентрировано именно на трех фигурах — Адама, Евы и ангела с карающем мечом в руках, изображенного парящим над ними. Становится понятно, что путь назад им заказан — врата рая плотно закрыты, а охраняющий их ангел недвусмысленно поднял меч высоко над собой. Особую тревожность происходящему придает алый цвет платья ангела — это открытая угроза и предостережение.

Удивительный для столь раннего периода Возрождения реализм изображения человеческих тел и мастерство в отражении сильных эмоций заставляют лишний раз пожалеть, что сам мастер умер в таком молодом возрасте. Кто знает, останься он жить, не затмило ли его мастерство большинство из его известных современников?