Данный эпизод Мазаччо взял из Евангелия. Христос путешествовал со своими апостолами по разным городам. Однажды они приходят в Каперанум. Прежде чем войти, требовалось заплатить всего один статир. Но у пришедших совсем не было денег. Христос отдал приказ Петру. Нужно было поймать рыбу, а затем из нее достать вожделенный статир.
Этот эпизод из жизни Христа взят из Евангелия от Матфея (17: 24-27). Иисус и апостолы, путешествуя с проповедями, пришли в город Капернаум. Для того, чтобы войти в город, надо было заплатить пошлину в один статир. Поскольку у них не было денег, Христос приказал Петру поймать рыбу в близлежащем озере и сотворить чудо, достав монету из её чрева. На фреске изображены сразу три эпизода. В центре — Христос в окружении апостолов указывает Петру то, что предстоит сделать; слева – Пётр, поймавший рыбу, достаёт монету из её чрева; справа – Пётр отдаёт монету сборщику налогов возле его дома. Мазаччо выстроил фигуры персонажей вдоль горизонтальной линии, однако группа апостолов в центре образует явный полукруг. Все персонажи фрески наделены яркой индивидуальностью, в них воплощены разные человеческие характеры. Их фигуры одеты в туники на античный манер – с перекинутым через левое плечо окончанием. Только Пётр, доставая монету из пасти рыбы, снял и положил тунику рядом, чтобы не испачкать.
Это не просто попытка создать гармоничное пространство. Здесь есть объём, реалистичность, пропорции, реалистичные цвета, мизансцена, задний план. Имеется ощущение присутствия. Театральная перспектива – задний фон объёмный, но фигуры не включены, а стоят как бы перед. Фон и персонажи не совмещаются. Пётр ловит рыбу форэва элоун. У фигур особое выражение лиц, портреты. Зритель видит спокойную пластику поз, естественность жестов, монументальную обобщенность. Лица апостолов индивидуализированы.
Перед зрителем проходит целая череда связанных между собой эпизодов. Мы видим Христа в центре. Его окружили апостолы. Он указывает Петру на то, что необходимо сделать. С левой стороны мы видим Петра, который ловит рыбу. Справой стороны Петр уже отдает статир человеку, собирающему налоги.
Многих исследователей интересовало, почему Мазаччо решил включить этот сюжет в цикл своих фресок. Это эпизод интерпретировался по-разному. Кажется, что художник специально подчеркивает законность подобных налогов. Сюжет был включен в цикл фресок потому, что как раз в это время шли споры о налоговой реформе. Кадастр, который установил налогообложение в более справедливой форме, был принят в 1427 году.
Все фигуры выстроены в линию. Группа апостолов образует полукруг. По мнению исследователей, он явно происходит из древности. Во времена античности так изображали Сократа и его учеников. Затем так стали изображать Иисуса в искусстве раннего христианства. Позднее круг стал символом законченности и совершенства.
Каждый персонаж индивидуален. Зритель видит яркое воплощение характеров. Все фигуры облачены в туники, как во времена античности. Один Петр снял тунику, так как побоялся ее испачкать во время ловли рыбы. Все позы персонажей похожи на позы статуй.
Мазаччо неслучайно использовал редко встречающийся сюжет. Композиция выполнена таким образом, что действие кажется непрерывным. Сочные краски поражают.
Это действительно лучшее творение Мазаччо.