Анализ картины Мазаччо Распятие - Работы Итальянских, Французских, Испанских Художников
Анализ картины Мазаччо Распятие

Анализ картины Мазаччо Распятие

Картина Распятие итальянского мастера Мазаччо была написана 1426 году для украшения помещений пизанской капеллы Санта-Мария-дель-Кармине. Является самой известной и точной в отношении датировок и стоимости картиной Мазаччо, так как заказчик, ввиду особого впечатления, произведенного на него работой, скрупулёзно задокументировал все данные, касательно своего заказа.

В процессе создания работы Мазаччо, по настоятельной просьбе заказчика, в роли которого выступил известный в Пизе нотариус Джулиано ди Колино, использовал только самые дорогостоящие и качественные материалы. Также, сведения указывают, что в процессе работы художник применял сусальное золото.

Сюжет картины повествует нам о моменте распятия Иисуса Христа. В центре работы – Христос, распятый на кресте. Слева от него располагается Иоанн Евангелист, одетый в хитон синего цвета, а права – скорбящая Богоматерь, наряженная в широкие одежды синие одежды с наброшенной поверх них красной туникой.

Первое, что можно заметить — это земля под ногами персонажей. Это не просто плоскость, а явный склон, что отсылает нас к месту, где происходили изображенные события — к горе Голгофа в святом городе Иерусалиме.

Второе — это драпировки на фигурах. В них нашло отражение умение художника передать объем тела, которое полностью скрыто тканью. Складки не просто впечатляющие, они монументальные.

Третье — это позы персонажей. Расстроенный Иоанн Креститель — духовный отец Христа, страдающая Дева Мария, в неизбывном горе ломающая руки — эти фигуры впечатляют реализмом переданных эмоций. Интересно, что сочувствующий, полный боли взгляд Девы Марии обращен не на собственного умирающего в муках сына, а на страдающую от бессильного горя Марию Магдалину.

Фигура самого распятого Христа в этом плане несколько проигрывает, так как лишена особенной выразительности, да и с пропорциями тела есть проблемы. Некоторые исследователи считают, что мастер пытался изобразить тело распятого в сложной позе, с нижней точки, но не справился с задачей. Это частично может объяснить некоторые дефекты тела изображенного.

Но самая яркая и эффектная часть картины — это фигура Марии Магдалины. Во-первых, поразительна ее поза. Она изображена со спины, склонившейся к ногам распятого на кресте Спасителя, в позе, выражающей предельную степень горя и отчаяния. Ее простертые вверх тонкие, изящные руки, коленопреклоненная фигура и рассыпавшиеся по спине золотистые длинные волосы невероятно экспрессивно передают ее боль.

Фактически, именно Магдалина здесь настоящий центр полотна, это подчеркивается и самым ярким цветовым пятном — огненным плащом, закрывающим все ее тело. Так что, на первый взгляд абсолютно средневековое по стилю изображение оказывается намного ближе эпохе Возрождения, чем могло показаться при невнимательном рассмотрении картины.

Мария Магдалина, в сокрушении простирающая руки к своему несправедливо убитому учителю, расположена прямо перед крестом и видна зрителю только со спины. Но даже с такого ракурса становится ясно, насколько сильно горе женщины, которая, однако, совсем скоро будет первой из людей, удостоенной лицезреть великое чудо – явление Воскресшего Иисуса. На картине Мария изображена в красных одеждах, сгорбленной и с непокрытой головой.

Стоит отметить, что верхний конец креста венчает символ, означающий скорое возрождения и дающий надежду скорбящим, а именно – Древо жизни.

Существует версия, что Мария Магдалина присутствовала на картине не с самого начала. Дело в том, что нимб над ее головой визуально оказывается поверх ног Христа, что вряд ли вяжется с ошибкой Мазаччо при первичной работе над картиной.

В то же время реставрация, проводимая в середине 20-го века, обнаружила еще один интересный факт – под надписью, гласившей “Иисус Назарянин Царь Иудейский” было обнаружено как раз -таки то самое Древо жизни, о котором говорилось выше. Кто и зачем убрал его с первоначального варианта композиции – до сих пор остается большой загадкой.

Еще один интересный факт: вполне вероятно, что изначально на картину, для усиления эффекта от возвышающейся над тобой библейской сцены, предполагалось смотреть снизу-вверх. На это указывает объемная грудная клетка Христа, а также – слабо выраженная шея у Марии Магдалины.