Анализ картины Марка Шагала Белое распятие - Марк Шагал
Анализ картины Марка Шагала Белое распятие

Анализ картины Марка Шагала Белое распятие

Это одно из лучших творений Шагала. Здесь в полной мере воплотились постоянные раздумья художника о том, что же происходит в современном ему мире. Мысли невероятно трагичны. Тона Апокалипсиса стали основными в работах живописца, написанных перед самой войной. Распятие занимает среди них первое место.

Картина » Белое распятие» была написана Марком Шагалом в 1938 году. Художник, создавая этот сюжет, был поражен трагическими событиями, которые произошли в Германии. Она является как бы предсказанием будущего Холокоста.

Это картина — аллегория, которая показывает поразившие его события с помощью символов и рисунков.
Марк Шагал был евреем, но все равно большое количество его работ изображают христианский крест. Иисус Христос, распятый на кресте — это символ переживающего муки еврейского народа.

Марк Шагал и сам почувствовал на себе весь ужас нацистских преследований в 1933 году — почти все его труды были уничтожены.

На картине изображен распятый Иисус — еврейский народ, страдающий и униженный. Примечательно, что Иисус на картине олицетворяет именно иудеев. На голове у спасителя нет тернового венца, на нем одет талес — покрывало для молитвы у иудеев, а у ног горит семисвечник-минора — один из древнейших символов иудаизма.

Вокруг распятия изображены картинки с сожжением еврейских хижин, синагог и уничтожением евреев. Вокруг горят разрушенные дома, люди стенают над телами убитых близких, повсюду раскиданы священные книги. Сверху от распятия художник изобразил персонажей из ветхого завета — Авраама, Иакова и Исаака. Они поражены увиденным и не скрывают слез.

Странник в зелёной одежде — это, как считают пророк Илья, а корабль с людьми, изображенный слева от распятия символизирует спасение. Над крышами горящих домов в самом вернем правом углу картины можно наблюдать флаг Литвы, которая в это время являлась еще независимой.

Так же мы видим на картине красные коммунистические флаги. В самом низу картины художник изобразил мать, крепко держащую ребенка у своей груди.

Еще одна важная сюжетная линия в картине — это еврей с табличкой на груди. Ранее на ней была изображена надпись на идише «Я еврей», но позже она была закрашена, так же как и свастика на рукаве нациста.

Все события, изображенные на картине является предчувствием будущих еще более ужасных событий, она производит тяжелое впечатление и насыщена сильными эмоциями.
Эта картина находится в экспозиции Института искусств в Чикаго — ранее она была подарена Институту Альфредом Альшулером.

Зритель видит не какую-то необычную трактовку известного сюжета Евангелия. Художник изображает современный образ. В его центре мы видим характерную фигуру Христа, который распят, а также сцены погромов евреев.

В этом полотне максимально полно раскрывается пронзительное чувство невероятного трагизма. Христос в полной мере символизирует здесь не только страдание всех евреев, но и всех людей. В мире, где постоянно идут войны, никто не может быть по-настоящему счастлив.

Шагал пишет картину в тот самый год, когда нацисты устроили целую серию убийств ни в чем неповинного еврейского народа. Если внимательно вглядеться в задний план этого грандиозного творения, можно разглядеть множество небольших сценок. Каждая из них поражает. В них отразились бедствия, погромы, разруха и преследования.

Христос, которого распяли на кресте, словно страдает за всех людей и за то, что было совершено. На Христе мы видим традиционное одеяние для литургий. Это белый талес с характерными полосами черного цвета.

Невероятно значим белый луч. Он пересекает это полотно (направлен он сверху вниз). Данная деталь становится олицетворением того, что на картине изображен Бог. Еврейское предписание запрещало рисовать Бога. Этот луч освещает Христа и становится олицетворением того, что смерть уничтожена. Создается ощущение, что спаситель просто уснул, а не умер. Картина эта впечатляет своей невероятной мощью. Шагалу удалось мастерски передать спокойствие муки, которая не может уничтожить надежду. Неслучайно полотно это высоко ценится.