Анализ картины Кузьмы Петрова-Водкина Девочка с куклой - Кузьма Петров-Водкин
Анализ картины Кузьмы Петрова-Водкина Девочка с куклой

Анализ картины Кузьмы Петрова-Водкина Девочка с куклой

Петров Водкин – русский и советский художник, писатель, педагог. В его работах часто можно увидеть тему материнства, которая раскрывается в двух ключах – или в контексте святости, возвышенности долга матери, которая, выполняя свое предназначение, становится равной святым, или в контексте естественности и простоты, части жизни и святой обыденности.

«Портрет Татули» («Девочка с куклой») — картина советского художника Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина, на которой изображена девятилетняя девочка — будущая советская и российская актриса Татьяна Пилецкая.

Рисовал Петров-Водкин Тату у себя в Сиверской на даче: Кузьма Сергеевич был ее крестным и близким другом отца. Он же посоветовал родителям отдать дочь в хореографическое училище, благословив ее артистический талант.

Чуть позже в квартире Водкиных на Каменоостровском проспекте, уже после смерти Кузьмы Сергеевича, Таня познакомилась с известным художником Алексеем Пахомовым, который попросил ее попозировать. Тогда он сделал набросок маленькой балерины, завязывающей туфельку.

Это было еще до войны, а в 1950 году Пахомов воплотил идею в фарфоре. Так появилась статуэтка ЛФЗ, которая знакома всем коллекционерам. «Юная балерина» до сих пор хранится в Русском музее.

Сегодня Татьяне Пилецкой более 90 лет. Она по-прежнему прекрасна, любима и востребована. У нее есть и театр, и зрители, которые ждут ее всегда.

Также на его картинах часто можно видеть детей – схваченные кистью живо, словно посреди длящегося момента, они, кажется, готовы в следующий миг сорваться и убежать с холста, оставив только стул или кресло, на которых они сидели раньше.

«Девочка с куклой» – одна из таких картин. На ней изображена Татьяна Пилецкаяя, знаменитая актриса советского кино, в годы детства, когда никто ещё не думал о том, что её ждет такое будущее. Её родители приятельствовали с Петровом-Водкиным – их дачи располагались по соседству, они поддерживали хорошие отношения.

Однажды дети дачников устроили импровизированный концерт – читали стихи, пели песни, танцевали – и Петров-Водкин, впечатлившись природной грацией девочки, пригласил её позировать для портрета. Ей было тогда семь лет.

Они расположились на веранде. Тате было трудно сидеть, и художник разрешал ей иногда вертеться, играть с куклой – куклу подарил девочке отец. Когда же требовалось соблюдать полную неподвижность, Тата рассматривала витражное окно на веранде, заглядывая в разные стеклышки.

На картине осталось то лето в теплых тонах, в рыжем свете на досках веранды. Девочка сидит на стуле, настороженная, заскучавшая, поглядывающая в сторону – скорей бы отпустили! – обнимает куклу, которая, как и многие куклы, глупо улыбается из-под руки хозяйки.

На Тате белое кружевное платье и смотрит она с картины, как живая. Сейчас кивнет и, удобно устроив куклу, убежит с веранды, заливисто смеясь.