Анализ картины Кузьмы Петрова-Водкина Весна - Кузьма Петров-Водкин
Анализ картины Кузьмы Петрова-Водкина Весна

Анализ картины Кузьмы Петрова-Водкина Весна

В 1928 году Петров-Водкин заболевает туберкулезом, и, несмотря на все усилия врачей, жены и друзей, болезнь постепенно прогрессирует. На время оставив живопись, художник обращается к литературному труду — пишет автобиографические повести. Почувствовав облегчение, он возвращается к живописи и уже не бросает кисть до конца своих дней. Вопреки сложившейся ситуации, Петров-Водкин в эти годы пишет много картин, наполненных поэзией и радостью ощущения жизни.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин был замечательным мастером живописи и ее новатором. Он увлекался живописью раннего Возрождения и русской иконописи, результатом чего считается разработка им сферической перспективы (сам художник употребление термина «сферическая перспектива» избегал, заменяя его другим – «живая видимость»). В автобиографических повестях «Хлыновск» и «Пространство Эвклида» (конец 1920-х – начало 1930-х) он рассуждает о сложении изобретенной им «сферической перспективы» и дает ее философское понимание. В основе – впечатления детства и личные переживания: «…здесь на холме, когда падал я наземь, передо мной мелькнуло совершенно новое впечатление от пейзажа… я увидел землю как планету… совершенно новая сферичность обняла меня на холме».

На картине изображены парень и девушка. Вдалеке виднеется деревня, разбросанная по холму. Девушка мечтательно сидит, поджав ноги. Она скромная и деревенская, лицо выражает умиротворение и покой. Парень с любовью смотрит на девушку.

Очевидно, что у молодых людей свидание, они влюблены. Парень ждет от девушки взаимности, а девушка скромно и отрешенно погружена в свои мысли. Такой сюжет типичный для летних вечеров в деревне. И пейзаж и обстановка располагает к романтизму. Художник реалистично изобразил образы героев. Художник сам жил просто и понимал душевность русского народа.

Картина Кузьмы Петрова-Водкина Весна выполнена плавными линиями, это особенность индивидуальной техники художника. Автор предпочитал округлые формы, его рисунки обтекаемые и гармоничные. Изображение смотрится по-детски, даже сказочно. Дома в деревне неестественно свисают с холма, но деревья и образы героев вполне реалистичны.

Художник воспринимал реальность через призму своего творческого мироощущения. Возможно, в душе он таки и остался ребенком, который бродил по деревне, что казалась ему сказочной. Именно в своей фантазии автор и черпал вдохновение. Полотно отображает роль человека в мире. Фигуры людей на первом плане. Девушка с парнем сидит на холме, выше всех.

Таким образом, художник преподносит человека, воздвигая его на пьедестал. Тем не менее, пара смотрится гармонично на фоне великолепного пейзажа. К.С.Петров-Водкин показывает, что жить в гармонии с природой необходимо и возможно, ведь человек так же является частью окружающего мира.

Принцип сферической перспективы наиболее ярко проявился в композиции картины «Весна», написанной в 1935 году. Художник наиболее убедительно передал свое ощущение земли как планеты. По его мнению, наше восприятие пространства неизменно связано с тем, что мы находимся на шарообразной планете, и в произведениях искусства это должно найти вполне определенное отражение. Резкое смещение ближнего и дальнего планов, создающее «эффект присутствия» зрителя внутри, в центре изображенного на полотне; построение изображения по наклонным осям, рождающее ощущение вращения земной поверхности – все это элементы передачи некоей планетарности, предлагаемой художником.

Сюжет же картины поистине вечен. Весна – время пробуждения не только природы, но и любви, страсти, желания найти свою вторую половину. Перед нами – влюбленные – парень и девушка – новые Адам и Ева, на фоне весеннего пейзажа. В их фигурах, особенно юноши, ощущается некая неловкость, скованность, выдающая робость первой любви. У них все еще должно свершиться, все полно ожиданием чуда… Юноша и девушка словно бы вознесены великим чувством на вершину мира. Художнику важно выразить ощущение душевного величия своих героев, которым все обыденное кажется безмерно далеким. Композиция построена так, что мы видим окружающий пейзаж глазами героев, сидящих на головокружительной высоте. Ибо, только находясь рядом с ними на крутом холме, можно увидеть обрыв под ногами, а по склонам его – тесно лепящиеся друг к другу деревянные домики. Удивительно красива цветовая гамма. Холодный синий тон женского платья противопоставляется яркой желтой майке молодого человека, и контраст этих красок подчеркивается алым беретом на траве. Но все эти звучные открытые цвета гасит лирический, даже благостный настрой окружающей природы, написанной в нежных лилово-розовых тонах.

В основу картины положен ранний рисунок пером «Над обрывом» (1920) и другие работы последнего десятилетия жизни мастер, сосредоточивая в себе добрую половину творческого пути художника. В картине усматривают следы разных художественных направлений, включая импрессионизм, кубизм и даже сюрреализм, и все же здесь, как всегда, – единый и цельный Петров-Водкин. Весна – это олицетворение вечного возвращения жизни, символ возрождения.