Анализ картины Кукрыниксы Таня - Мировые шедевры
Анализ картины Кукрыниксы Таня

Анализ картины Кукрыниксы Таня

В годы Великой Отечественной Войны художественный коллектив работал над несколькими картинами. Произведения отличаются особой трагичностью, передавая какую-то часть истории, атмосферу страха тех времен.

“Таня” – тоже необычная работа Следует сказать о ее происхождении. Зимой, в конце января 1942 в газете “Правда” была размещена статья о героической смерти юной партизанки по имени Татьяна. Ее повесели немецкие солдаты в маленькой деревушке Петрищево, находящейся в нескольких десятках или сотен километров от столицы.

На художников сильно впечатлил снимок героини, на котором отчетливо виднелась голова убитой с оборванной петле на шее. Тогда творческий коллектив загорелся идеей создать картину в память о смелой женщине, оказавшейся столичной комсомолкой Космодемьянской Зоей. Они решили запечатлеть ее отважный поступок, чтобы будущие поколения могли восхищаться мужеством и упорством русского народа в лице одной народной героини.

Молодые творцы отправились в поселение Петрищево, преследуя цель найти и побеседовать с людьми, наблюдавшими преступление, совершенное над Зоей. Им удалось узнать многие детали: как девушку сильно избивали, пытали, выгоняли раздетую на холод. Девушка гордо передвигалась к местоположению своей предстоящей гибели, отважно смотрела в глаза фашистам, сохраняя в себе патриотизм и непреклонность.

Так и появилось произведение Кукрыниксов “Таня” – так именовала себя молодая московская партизанка.

На полотне можно увидеть деревянную табличку с надписью – это тоже часть истории, в действительности на девушку была надета аналогичная, на ней было начерчено “Поджигательница домов”. Картина передает именно то мгновение перед казнью, где комсомолка Зоя Космодемьянская читает речь, призывая народ к борьбе.

Творческий коллектив художников

В творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев входили народные художники СССР, Герои Социалистического труда Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов. В годы войны они создали множество плакатов и рисунков, разоблачающих фашизм.

Однако первые живописные произведения Кукрыниксов, речь идёт о работах «Похороны комиссара», «Господа интервенты», «Въезд белых» и др. появились в 1932 году. Этим картинам, так же как и последующей серии «Старые хозяева», была свойственна некая схематичность изображения. Но славу им всё же принесли плакаты, созданные в годы войны и прежде всего плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Кукрыниксы выполнили его в первый же день войны — 22 июня 1941 г.

Лучшая картина того периода

В 1942 году Кукрыниксы написали картину «Таня». В 1945—46 гг. картину «Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии». Однако лучшей картиной того периода считается «Бегство немцев из Новгорода». На ней художникам удалось правдиво и убедительно передав момент, когда бегущие из Новгорода гитлеровцы лихорадочно мечутся с факелами, поджигая постройки.

На снегу валяются бронзовые фигуры разбитого фашистами памятника «Тысячелетия России». Протянутая кверху рука одной из фигур словно взывает к отмщению. На заднем плане над фигурками разрушителей культуры высится изуродованный врагом древний Софийский собор. Однако он по-прежнему смотрится величественно.

Потом будет совершенно гениальная картина «Конец», за которую коллектив будет удостоен Сталинской премии. На этом полотне показан конец фашизма, разгромленного Советской Армией. Кукрыниксы изобразили бесноватого фюрера и его вояк довольно гротескно. Фашисты с ужасом прислушиваются к доносящемуся сверху грохоту советских артиллерии и танков. Он возвещает фашистским главарям, что настал час расплаты. И им придётся ответить за все злодеяния… В том числе и за казнь в деревне Петрищево комсомолки Тани, москвички Зои Космодемьянской.