Анализ картины Архипа Куинджи Эффект заката - Архип Куинджи
Анализ картины Архипа Куинджи Эффект заката

Анализ картины Архипа Куинджи Эффект заката

Картины этого автора не спутаешь ни с чем. Куинджи один из художников, который умело, превращал цвет на своих полонах, в свет. Больше такое не было подвластно никому. Обычные принадлежности художника творили в руках Архипа чудеса: полотно начинало светиться, как будто под ним установили мощный светильник. Вот и в этом знаменитом полотне автор для своей картины выбирает красный свет, который играет всеми оттенками. Если мельком взглянуть на полотно, то на нем можно увидеть что-то нереальное, такое, чего на самом деле быть не может. Но ведь и закатов, особенно в высокогорной местности, похожих друг на друга, не бывает. Да и сами они порой готовы сыграть с нами шутку, окрашивая все вокруг причудливыми цветами. На картине снег, скалы, сосны красноватого оттенка. Видимо горы не пропускают все солнечные лучи, отчего цветовая палитра приобретает богатство и необычность.

Когда цвет на картине превращается в свет, с большой уверенностью можно сказать, что перед вами полотно, принадлежащее кисти Архипа Куинджи.

Казалось бы, холст, масляные краски, и вдруг откуда-то настоящее свечение, словно под полотном есть какой-то невидимый светильник. Похоже, именно свет стал главным героем картин художника. В его работе «Эффект заката» свет – красный.

Поначалу его блики кажутся нереальными, но если вспомнить, какие закаты бывают в реальности, то ни один из них не похож на другой, и порой они окрашивают предметы в самые причудливые цвета. Здесь окрасились снег, скалы, сосны. Судя по всему, закат этот в горах, а там, из-за того, что часть лучей прячется за вершинами, палитра становится вообще богатой и совершенно незаурядной.

Переходы от одного цвета к другому – намного резче, радикальнее. Именно потому полотно названо «Эффект заката». В горах – это именно эффекты. И меняться они могут буквально каждую минуту, становясь богатой пищей для воображения любой творческой личности.

Так и здесь, на увековеченном горном пейзаже, кажется, что пройдёт минута-другая, и красные зайчики заходящего солнца исчезнут, уступая место другому неповторимому эффекту. В долинах, как говорят их жители, закат быстрый. И только рука настоящего художника даёт нам возможность наслаждаться этим моментом столько, сколько мы захотим.

Усыпанная снегом ложбина уходит куда-то вдаль и опускается вниз, ещё на одну площадку, где всё выглядит уже иначе. Но мы можем об этом только догадываться, глядя на сине-фиолетовое небо на заднем плане. Да, поначалу свет кажется нереальным, но чем дольше вглядываешься в картину, тем больше хочется попасть в этот горный мир и потрогать руками скалы, на которых застыли красные солнечные зайчики.

В отношении других цветов у Куинджи другой подход: они выглядят более резко. Самые настоящие цветовые эффекты, свойственные закату в горах. Ведь там небо изменяется моментально, давая пищу воображению художника. Смотришь на картину, и, кажется, что спустя какое-то мгновение не станет красноватых зайчиков, которые бросает заходящее солнца, им на смену придут другие краски. Это в долинах солнце закатывается быстро. Поэтому в горах у талантливого художника появляется возможность полностью насладиться чудесами природы. Немного в стороне заснеженная ложбинка, убегающая вниз. На другой площадке уже другая палитра цвета.

Задний план – небо сине-фиолетового цвета. Сами краски, если видеть картину в первый раз, кажутся нереальными. Но если в нее хорошенько всмотреться, можно своими глазами «увидеть» причудливую неповторимость заката, потрогать ту скалу, по которой бежит солнечный зайчик.