Картина «Радуга» была написана Константином Андреевичем Сомовым в 1897 году.
На картине изображены две девушки, ребенок и собака, спрятавшиеся под кроной деревьев. Вероятно, на прогулке их застал дождь, от которого они поспешили укрыться. Но теперь выглянуло солнце, на небе появилась радуга.
Одна из дам одета в бело-голубое платье, сверху на ней темная накидка. Голову украшает яркая красная шляпка. Она обернулась разглядеть радугу, будто не веря, что дождь уже закончился. Вся её фигура чуть наклонена от радуги, а рука поднята навстречу.
Рядом с дамой сидит рыжий пес, поспешивший вместе с людьми спрятаться от непогоды. Он наблюдает за чем-то вдали, радуга его не интересует.
Вторая дама также неверяще подняла голову, разглядывая радугу. Она держит руками юбку, из-под которой виден кринолин. Вероятно, ей потребовалось быстро убегать от дождя до ближайшего безопасного места, а солнце и радуга, резко появившиеся, стали настоящим чудом.
Рядом с женщиной стоит ребенок в светлой шляпе. Взгляд его направлен на зрителей сцены, радуга ребенку не интересна.
Луг и лес на фоне уже освещаются солнцем, хотя на переднем плане картины на траве ещё сохраняется тень. Выразительно передан художником цвет пасмурного неба и клубящиеся тучи.
Розовый и красный цвет зонтиков женщин, а также оранжевый и голубой цвета платьев сочетаются с оттенками радуги. Всё окружение гуляющих в виде ажурных изгибов деревьев сочетается с плавными складками их нарядов. Картина написана художником под влиянием европейского искусства и стала одной из работ Сомова как представителя русского модерна и символизма.
На втором полотне, которое было написано в 1919 году, практически всё то же самое. Та же гроза, только нет животных. Зато остались теперь уже две женщины с ребёнком, которые спрятались от слепого летнего дождя под кроной деревьев. Изменилась цветовая гамма.
Первое полотно было немного мрачновато, даже несмотря на красочное оформление клумбы; второе же светлое и лучезарное. Изменился пейзаж – стало более привольно, много деревьев. Тут нашлось место и берёзе, и кустарникам. И радуга здесь не на фоне тёмных туч, а на фоне хорошо освещённых облаков.
Между прочим, немного изменился и стиль рисунка. На первом полотне всё прорисовывалось более подробно, а вот во втором – как-то более размашисто и не останавливаясь на деталях.
Художник написал «Радугу» во время пребывания в Париже. Там же он посещал местные галереи, где по-разному отзывался о выставленных картинах – например, Сомову понравились работы Гогена, но отрицательные отзывы были записаны о Матиссе и Ван Гоге.